Выплата репараций часто затягивается на годы, однако это принципиальный вопрос в контексте ответственности агрессора. Эксперт по международному уголовному праву, заместитель генерального прокурора Украины в 2019–2021 годах Гюндуз Мамедов уверен, что наказать военных преступников и добиться возмещения максимального количества нанесенного ущерба — приоритет для Украины.
За первый месяц войны потери, понесенные Украиной от российского вторжения, составляют более полутриллиона долларов.
"Украина имеет право требовать возмещения со стороны РФ. Это факт. В нашем случае речь идет о возмещении тех сокрушительных потерь, которые нанесла Россия. То есть агрессор должен платить Украине за разрушенную промышленность, гражданскую инфраструктуру: дома, школы, больницы, учреждения культуры и другие объекты”, - написал Мамедов в колонке для НВ.
Он подчеркнул, что у Украины есть несколько вариантов компенсации ущерба.
Первый – предусмотреть выплату репараций в мирном договоре с РФ.
Второй – доверить институтам ООН обеспечение выплаты репараций со стороны РФ. Но при этом в сотрудничестве с союзниками привязать размораживание активов РФ к выплате репараций.
Третий — по решению союзников получить замороженные активы РФ, если Россия и дальше продолжит игнорировать международное право.
Несмотря на то, что Киев взял на себя обязательство в рамках Соглашения об ассоциации Украина—ЕС ратифицировать Римский статут, украинская власть до сих пор этого не сделала. Почему? Как это может повлиять на международное расследование преступлений, совершенных российскими военными в Мариуполе, Харькове, Херсоне, Буче, Бородянке, Ирпене, Чернигове, Волновахе и многих других украинских городах и селах? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью ZN.UA заместителя генерального прокурора Украины в 2019-2021 годах Гюндуза Мамедова «Почему нашей стране необходимо ратифицировать Римский статут».