Совет по вопросам судебной реформы, созданный президентом Петром Порошенко в октябре, подготовил ряд законопроектов, которые должны запустить в Украине процесс реформирования судебной системы. Прежде всего, требует изменений принятый при Януковиче закон "О судоустройстве и статусе судей".
Об этом в статье для ZN.UA Убить дракона: как побороть коррупцию в судах пишет Алексей Филатов, заместитель главы Администрации президента, координатор совета по вопросам судебной реформы.
В первую очередь, изменениями в законодательство предлагает кардинально изменить подход к отбору судей. Закон должен устанавливать достаточно высокий минимальный проходной балл на квалификационном экзамене при наборе судей. Должен действовать на практике принцип отбора "лучших из лучших", а не лучших из пришедших на экзамен или принцип "своих к своим".
"Сегодня также существуют технологии манипуляции "автоматической" системой оценивания, когда "нужные" кандидаты неожиданно получают максимальный балл после того, как их материалы "потерялись", а потом "нашлись". В результате лучшие судейские должности часто получают родственники высокопоставленных судей, чиновников, политиков - независимо от их квалификации. Чтобы исключить возможность подобных манипуляций, необходимо сделать процесс оценивания максимально автоматизированным, публичным и прозрачным - не в теории, а на практике", - пишет Филатов.
Также, считает автор, необходимо внедрить конкурс при назначении судьи на любую должность без исключения, не только при назначении судьей впервые, но и при переводе из одного суда в другой. Это позволит избежать ситуаций, когда судья, получив не очень высокий балл на экзамене, назначается в отдаленный региональный суд, где конкурс небольшой или его нет вообще, а через несколько месяцев оказывается на престижной должности судьи одного из киевских судов, поскольку перевод, в отличие от назначения впервые, проводится без конкурса.
И конкурс должен проводиться на основе не только квалификационного экзамена, но и изучения результатов деятельности судьи за весь период его работы. Особое внимание, считает Филатов, надо уделить конкурсу на замещение должности судьи Верховного суда и высших специализированных судов.
Обязательной должна быть и регулярная проверка на добропорядочность, отмечается в статье. Судья должен быть не только профессиональным юристом, но еще и моральным авторитетом, а значит, не может себе позволить вести образ жизни, не соответствующий ожиданиям общества. Как бы это ни было обидно для судьи, он не должен иметь слишком дорогой автомобиль, огромный дом, предметы роскоши, даже если его легальный доход позволяет это. Когда же судья зарабатывает в год столько же, сколько стоят его часы, вопросы излишни.
Высшая квалификационная комиссия судей и Высший совет юстиции должны формироваться по принципам и критериям еще более строгим, чем критерии для занятия должности судьи. А за их деятельностью должны тщательно следить правоохранительные и антикоррупционные органы. Если в судьи должны отбираться лучшие из лучших, то в ВКСС и ВСЮ - абсолютная элита, суперпрофессионалы и люди высочайших этических стандартов. Любые политические элементы в деятельности ВККС и ВСЮ должны быть исключены.
Кроме того, необходимо пересмотреть дисциплинарную ответственность судей. Сейчас, по сути, ВККС выбирает между выговором и увольнением, то есть реальная санкция - только увольнение, которая применяется крайне редко, поскольку порог для ее применения достаточно высок.
При этом в мировой практике перечень наказаний намного шире и включает временное отстранение от должности, перевод в другой суд, внеочередную оценку профессионального уровня судьи и так далее.
По мнению Филатова, судьи и суды должны финансироваться на должном уровне. Ожидать от судьи независимости и устойчивости к коррупции, платя ему вознаграждение, которое не может обеспечить ему и его семье достойную жизнь, по крайне мере, наивно.