UA / RU
Поддержать ZN.ua

Старая власть затормозила децентрализацию — автор реформы

За четыре года реформы децентрализации в Украине созданы почти тысяча объединенных громад.

В процентном соотношении децентрализованная Украина составляет 70 процентов населения и около 40 процентов территории страны. Очевидно, что абсолютное большинство наших граждан уже живут в децентрализованной Украине. Но с другой - остаются 30 процентов украинцев, которые продолжают жить в старой системе координат, в той иерархической модели, где громады не имеют тех прав и полномочий, которые получили ОТГ. И это большая угроза, потому что углубляется разрыв, ассиметрия в развитии старых и новых громад, что плохо и для экономики страны, и для нашей внутренней безопасности.

Об этом в интервью для ZN.UA сказал автор реформы децентрализации Анатолий Ткачук. По его словам, если посмотреть глобально, то большинство объединенных громад все это время очень интенсивно работали. Однако часть из них действительно оказались неэффективными. Поскольку были созданы с нарушениями и несоответствиями принятой нормативной базе. Часто области не реагировали на нормы закона по методике формирования громад и принимали решения об их создании на свое усмотрение. Не на основе экономических расчетов и возможных центров экономического роста, а исходя из каких-то кулуарных договоренностей. И такие громады сегодня имеют большие проблемы с развитием, которые со временем будут только усугубляться.

По мнению эксперта, около 20% громад "порабощены местными феодалами". "Перспективный план объединения по закону разрабатывается областной администрацией, согласовывается областной радой, и лишь затем - утверждается правительством. Облрада состоит из местных политиков и бизнесменов. Кто-то из них лоббировал объединения, исходя из своего земельного банка. И голосовал только в том случае, когда громада создавалась на тех землях, которые он обрабатывает. Кто-то соревновался с уже существующим городом и договаривался, чтобы громада объединялась вокруг его, к примеру, вновь построенного речного порта. Такие вещи перманентно возникали на областном уровне, и перспективные планы не всегда соответсвовали нормам закона", - говорит Ткачук.

Еще один промежуточный итог децентрализации - полная ее несогласованность с реформой медицины и образования, а также социальной политики на местах. В частности в сфере защиты прав детей.

"Каждый начал делать свою реформу, не учитывая общую рамку децентрализации. С министерством образования было чуть легче. Они хоть и с опозданием, но все-таки услышали нас и вложили свои образовательные округа в рамки пространства, создаваемого объединенными громадами. Очень долго не было никакого контакта с министерством здравоохраннения. В итоге они вообще отошли от нашей концепции. С минсоцем контакта вообще не получилос", - подчеркнул собеседник.

Подробнее о проблемах децентрализации читайте в материале Инны Ведерниковой "Автор реформы децентрализации Анатолий Ткачук: "Сейчас нельзя менять Конституцию. Усилим регионы - потеряем страну"" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".