Политика, проводимая Соединенными Штатами в отношении деятельности России и российской агрессии в Украине, не нацелена на смену режима Владимира Путина, пишет в колонке для The Washington Post колумнист и политический корреспондент Джеймс Хоманн.
Такие заявления не звучат ни от госсекретаря Энтони Блинкена, ни от вице-президента Камалы Харрис, ни от спикера Белого дома Джен Псаки. «Мы хотим, чтобы он оставил Украину в покое», – объяснила Харрис.
Администрация президента Джо Байдена считает, что Путин крепко держит власть, и, похоже, не намерен обострять кризис. Белый дом хочет дать российскому лидеру возможность «сохранить лицо» и склоняется к варианту «мирного сосуществования».
Ради долгосрочной безопасности Европы, сохранения международного порядка и восстановления права России на самоопределение Путин должен был бы уйти. Но принудить 69-летнего диктатора, контролирующего жизнь 145 млн человек и имеющего 5 977 ядерных боеголовок, Соединенные Штаты не могут.
В Вашингтоне опасаются, что только Украиной аппетиты Путина не ограничатся, и он может начать агрессию против других стран.
Обстрел детской больницы и роддома в Мариуполе подтверждает, что человеческая жизнь (включая жизнь русскоязычных людей, которых он якобы защищает) для Путина ничего не стоит. А масштабы разрушений свидетельствуют о том, что он может пытаться повторить в Киеве Алеппо и Грозный.
«Его приспешники травят лидеров оппозиции и убивают журналистов; он лично отдал приказ о вмешательстве России в выборы в США в 2016м, 2018м и 2020м годах», – пишет колумнист.
С началом вторжения российского диктатора ждут новые проблемы: рубль обесценивается, из страны уходят западные компании, чьи продукты делали жизнь комфортной, заключенный оппозиционер Алексей Навальный призывает людей выходить на антивоенные протесты, на таких акциях задержано уже более 13 тысяч россиян.
Разведывательное сообщество считает, что экономический кризис усугубляет внутреннюю политическую оппозицию Путину, хотя провести независимый опрос в России сейчас сложно, а социальные сети, такие как Facebook и Twitter, заблокированы. Независимая отчетность криминализирована, за распространение информации о войне можно получить до 15 лет тюрьмы.
«Чем больше Путин увязнет за границей, тем слабее он будет становиться дома. Существует мнение, что российские военные возьмут под контроль большую часть или всю Украину, но их не будут приветствовать как освободителей. Чем больше мешков с трупами будет возвращаться в Россию, тем слабее будет оккупация Путина», - пишет Хоманн.
По его мнению, неправильно сравнивать распад Советского Союза после провала кампании в Афганистане с нынешней деятельностью России в Украине. К распаду СССР привел целый комплекс причин, война была лишь одной из них.
Отсутствие потенциальной оппозиционной силы в самой России усложняет возможности стратегического планирования взаимоотношений с Россией как геополитического игрока в будущем.
«История учит, что царь, которого вы знаете, иногда оказывается лучше поезда, полного революционеров, которых вы не знаете. Кто может с уверенностью сказать, что преемник Путина в Москве будет умнее? Поэтому призывы к смене режима в ядерном государстве очень опасное дело», - добавляет он.
Пока правительство США надеется избежать участия в войне вместе с Украиной, что может побудить Путина расширить свои военные цели. В то же время, Соединенные Штаты готовы ответить, если агрессия будет расти.