UA / RU
Поддержать ZN.ua

Создание реестра банковских счетов и нормы, касающиеся судебной власти, может быть выхолощено из антикоррупционной стратегии – глава НАПК

Парламент до конца февраля рассмотрит  во втором чтении государственную антикоррупционную стратегию на 2021–2024 годы.

Документ, поддержанный правительством, подготовлен Национальным агентством по предотвращению коррупции (НАПК) и помимо многочисленных антикоррупционных новелл, предусматривает создание единого реестра счетов физических и юридических лиц, а также индивидуальных банковских сейфов и предоставления доступа к ним антикоррупционным органам. Научные эксперты парламента  в своем заключении указали, что таким образом в НАПК предлагает ликвидировать банковскую тайну. Однако глава Агентства Александр Новиков убеждает, что на самом деле речь о раскрытии банковской тайны не идет. Об этом он сказал в интервью редактору отдела политики ZN.UA Инне Ведерниковой.

«На самом деле речь не идет о раскрытии банковской тайны. Эта статья Стратегии предусматривает создание реестра номеров счетов и банковских сейфов. Только номеров, а не фиксации движения денег. К тому же реестр закрытый», - пояснил Новиков.

По его словам, это облегчит жизнь миллионам декларантов, которые вручную вводят все номера счетов, и обезопасят их от претензий правоохранительных органов, потому что кто-то может «забыть» указать счет.

«Во всех цивилизованных странах такие реестры счетов созданы. Для чего они создаются? Конкретный пример. Расследуется уголовное производство человека, который живет за счет незаконного обогащения и воровства. Вроде бы открыли дело, но привлечь к ответственности невозможно, потому что та же полиция никогда не найдет счетов, на которых лежат его деньги. Наличие реестра счетов позволяет вернуть полученное преступным путем государству или потерпевшему», - уточнил глава НАПК.

При этом, по его словам, сейчас, в момент расследования, антикоррупционные органы имеют доступ только к тем счетам,которые им удалось найти.

Новиков уверен, что при наличии вышеупомянутого реестра как раз и будет где искать.

«Честным людям нечего бояться. А нечестным — да», - отметил он.

Также в стратегии предусматривается верификация информации о конечных бенефициарных собственниках из Реестра юридических лиц частного права и общественных организаций .

В этой связи глава НАПК напомнил, что с 2019 года в реестр деклараций государственных лиц, занимающих особо ответственное положение, вносится информация о предприятиях, которые они фактически контролируют.

«Но надо сказать, что министры и народные депутаты достаточно забывчивы. Поэтому при полной проверке, имея в распоряжении механизм верификации реестра юридических и физических лиц, мы сможем видеть, соответствуют ли данные декларации действительности, и находить компании, которые высокопоставленное лицо реально контролирует. И привлекать к ответственности в случае, если информацию утаили, -  уточняет Новиков. - Этот же механизм должен быть внедрен в законы о государственных закупках. В частности в законе об оборонных закупках уже есть норма, что в торгах не может принимать участие орган, не раскрывший информацию о бенефициарных собственниках. То есть нужно создать условия, при которых будет невыгодно скрывать конечного собственника. Нет собственника — нет возможности сотрудничать с государством».

При этом соответствующие условия должно обеспечить Министерство юстиции.

По мнению Новикова,самыми критическими точками сегодня являются создание реестра банковских счетов и нормы, касающиеся судебной власти, обеспечения добропорядочности как судей, так и органов судейского самоуправления — ВККС и ВСП.

«…Даже если стратегия будет проголосована в феврале, как мы и ожидаем, основное сопротивление начнется в момент реализации и внесения изменений в законы. Но эти нормы так или иначе должны быть реализованы. Это требования нашей Конституции и совместного плана Украины с НАТО и ЕС. По-другому европейский выбор не работает. И рано или поздно всем придется это принять», - резюмировал глава НАПК.

Читайте также: Глава НАПК составил два протокола в отношении Тупицкого

Напомним, 27 октября КСУ отменил уголовную ответственность за недостоверное декларирование судей, чиновников и депутатов, а также лишил НАПК многих полномочий.

9 декабря Венецианская комиссия опубликовала срочный вывод о законодательной ситуации относительно механизмов противодействия коррупции в соответствии с решением Конституционного суда Украины. На следующий день Венецианка опубликовала второй срочный вывод по реформе Конституционного суда.

30 декабря вступил в силу закон "О предупреждении коррупции" по восстановлению институционального механизма предотвращения коррупции". Документ позволил восстановить полноценную работу НАПК, которая фактически была заблокирована решением КСУ. Отметим, что после голосования за этот закон в Верховной Раде НАПК выделило три грубых ошибки, которые допустили его авторы.

Как правильно стимулировать высшую политическую волю к борьбе с коррупцией? Какие антикоррупционные крючки расставлять в законах, чтобы добиться их автоматического выполнения? Нужно ли ликвидировать банковскую тайну и лишить чиновников возможности скрывать украденное? Как правильно рушить картели и бить по монополиям? Почему так важно проводить антикоррупционную экспертизу законопроектов и перезагрузить Высший совет правосудия? Как поддержка международных институций и общественности может повлиять на антикоррупционную политику Украины? Ответы на эти вопросы ищите в интервью редактора отдела политики Инны Ведерниковой с главой НАПК Александром Новиковым.