Комиссия Совета Европы по эффективности правосудия (CEPEJ) в четверг, 22 октября, опубликовала восьмой отчет « Европейские судебные системы - Отчет об оценке CEPEJ - Цикл оценки 2020 (данные за 2018)». Этот двухлетний отчет освещает тенденции судебных систем на европейском уровне и за его пределами.
Он содержит количественные данные, комментарии и анализ функционирования судебных систем 45 европейских государств и 3 государств-наблюдателей (Марокко, Израиль и Казахстан), что позволяет измерить эффективность и качество каждой из них.
Впервые отчет об оценке CEPEJ содержит профили стран, которые также позволяют читателю сопоставить свою страну с другими европейскими странами. Данные, сохраняемые для каждого «профиля страны», касаются, в целом, человеческих и финансовых ресурсов, заработной платы судей и прокуроров, качественной информации об их найме и продвижению по службе, использовании информационных технологий в судебных системах. А также разработанные комиссией показатели эффективности, в частности, показатели о продолжительности рассмотрения судебных дел и данные о нагрузке прокуроров и судей и существование процедур медиации.
Динамическая общедоступная база данных CEPEJ-STAT дополняет настоящий отчет, представляя все количественные и качественные данные, собранные CEPEJ с 2010 года, и предоставляя различные информационные панели, которые позволяют, в частности, сравнивать подходы между несколькими странами.
В презентации доклада обобщены основные тенденции, наблюдаемые в цикле оценки 2020 года, на основе данных 2018 года. Фактически этот отчет является аудитом систем правосудия (суд, прокуратура, адвокатура) стран, являющихся членами Совета Европы с возможностью сравнительного измерения.
За два года 32 страны увеличили свой бюджет, предназначенный для судов. Наибольший рост бюджетных ассигнований на суды наблюдался в Украине (+83%, +105% в национальной валюте), говорится в сообщении Высшей квалификационной комиссии судей.
В частности, Украина в рамках судебной реформы инвестировала преимущественно в увеличение заработной платы судей и сотрудников суда, улучшение условий доступности к правосудию, техническое оснащение и обновление зданий судов.
Кроме того, Украина вошла в тройку лидеров по компьютеризации. По сравнению с 2016 годом, в 2018 году показатель реализованного бюджета Украины в этой сфере составил +138%. По сравнению с 2014 годом значительно инвестировали в компьютеризацию Сербия (+551%), Украина (+476%), Грузия (+187%), Венгрия (+153%) и Швеция (+111%).
Среди стран, увеличивших инвестиции в обучение и образование, Великобритания - Англия и Уэльс (+396%), Азербайджан (+51%), Италия (+48%), Словения (+48%), Украина (+37% ), Ирландия (+22%).
Странами, имеющими наибольший прирост реализованного бюджета, выделенного на выплату заработных плат в судах, стали Румыния (+74%), Украина (+45%), Венгрия (+31%) и Молдова (+32%).
Реализованный бюджет на бесплатную правовую помощь увеличился у 25 государств-членов Совета Европы, государственных субъектах и одном государстве-наблюдателе. Самое масштабное увеличение зафиксировано в Украине (+135% в евро и +163% в национальной валюте). Это объясняется ростом ежечасной оплаты труда адвокатов и увеличением количества дел, в которых оказана правовая помощь.
В то же время эксперты CEPEJ обратили внимание на значительный отток судей из судебной системы Украины - около 30%. Несмотря на это, по количеству и темпам рассмотрения дел результаты работы судов в 2018 году в целом держатся на уровне средних показателей в Европе, а в некоторых случаях даже выше европейской медианы.
Также в отчете отражены общие европейские тренды:
- в 2018 году 65% бюджетов стран в сфере юстиции в среднем распределялись на суды, 24% - на органы прокуратуры и 11% - на бесплатную правовую помощь; более бедные страны тратят пропорционально больше на органы прокуратуры, более богатые больше инвестируют в бесплатную правовую помощь;
- стабильность количества профессиональных судей (в среднем в Европе - 21 судья, а в Украине - 13 судей на 100 тысяч жителей) со значительными контрастами между государствами, что может объясняться разницей в способах организации их правовых систем (привлечением к правосудию «не профессиональных» судей - лиц, не являющихся судьями по должности в понимании украинского законодательства, или профессиональных судей, которые заседают лишь изредка);
- цифровые технологии стали неотъемлемой частью предоставления судебных услуг.
Суды второй инстанции в странах Европы представляются наиболее эффективными в соответствии с результатами этого исследования. Система уголовного правосудия является эффективной во всех трех инстанциях. Менее эффективны суды первой инстанции и суды административной специализации.
Реформы, проведенные в ряде стран, влияют на эффективность работы их систем правосудия. В судах и прокуратурах процесс феминизации продолжается, однако женщины до сих пор испытывают трудности в контексте занятия руководящих должностей - профессия адвоката остается преимущественно мужской.
Наблюдается увеличение количества адвокатов с существенными различиями между государствами - в среднем 164 адвоката на 100 тысяч жителей (в Украине - 108 адвокатов на 100 тысяч жителей).
Европейская комиссия по вопросам эффективности правосудия (CEPEJ) основана 18 сентября 2002 в соответствии с Резолюцией (2002) 12 Комитета Министров Совета Европы. В состав CEPEJ входят 47 государств-членов Совета Европы. Цель работы комиссии - повышение эффективности работы органов правосудия в контексте внедрения стандартов и рекомендаций СЕ.
Напомним, 11 марта Конституционный суд заблокировал судебную реформу Зеленского.
Президентская инициатива предусматривала сокращение количества судей Верховного суда с 200 до 100 человек, роспуск действующего состава и повторный набора ВС Украины, подчинение Высшей квалификационной комиссии судей нереформированному Высшему совету правосудия и роспуск комиссии с сокращением ее членов с 16 до 12.
Верховная Рада поддержала президентский законопроект №1008 в октябре 2019 года, а 4 ноября Зеленский подписал закон.
И депутаты, и гарант проигнорировали заявления западных послов и генерального секретаря Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, которые жестко раскритиковали отдельные положения законопроекта как угрожающий стабильности и независимости судебной системы.
Совет Европы выразил готовность помочь Украине в реформировании судебной системы.