Киев надеется, что саммит лидеров НАТО в Вильнюсе на следующей неделе станет эпическим моментом - когда Украина, наконец, получит "четкий сигнал" о том, что она в конце концов присоединится к Альянсу и это закрепит ее в инфраструктуре безопасности Запада и отправит сигнал Москве. Но за несколько дней до прибытия лидеров НАТО в столицу Литвы по-прежнему возникает вопрос о том, с какими вариантами останется Украина, если ее надежды не оправдаются. Союзники по НАТО все еще ведут переговоры о том, что именно предложить Киеву, пишет WP.
Советник украинского министра обороны Алексея Резникова Юрий Сак заявил, что саммит "должен завершиться" тем, что президент Украины Владимир Зеленский и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг "будут стоять рядом" и объявят об "историческом решении" - приглашении Украины присоединиться к Альянсу.
Вашингтон, который имеет наибольшее влияние на решения 31 члена НАТО, месяцами маневрировал, чтобы снизить ожидания Киева, сосредоточив разговор на "гарантиях безопасности", а не на членстве в ближайшей перспективе, которое многие союзники считают невозможным даже для обсуждения, пока идет война.
Резников сказал, что саммит в Вильнюсе предоставит Альянсу возможность "исправить ошибку", допущенную на саммите в Бухаресте в 2008 году, когда Украине и Грузии сказали, что они станут членами НАТО в будущем, не установив четкие сроки и механизмы.
Оглядываясь назад, многие чиновники и аналитики говорят, что это сделало две страны мишенью для российского вторжения без обеспечения защиты доктрины коллективной обороны НАТО, в которой нападение на одного союзника считается нападением на всех.
"Двери открыты", сказали нам, но не показали, где найти эту дверь, как в нее войти. А мы готовы", - сказал Резников.
Некоторые, однако, до сих пор подвергают сомнению "готовность" Киева. Украина все еще должна пройти долгий путь реформирования своей армии и решения хронической проблемы коррупции, что станет предметом беспокойства западных политиков, когда они будут рассматривать заявку Киева на вступление.
Публично украинские чиновники настойчиво призывают к приглашению даже без фиксированной даты. Недавно Зеленский призвал президента США Джо Байдена пригласить Украину в Альянс как можно быстрее. Байден, по словам Зеленского, является главным "лицом, принимающим решения" в НАТО.
Зеленский понимает, что членство невозможно, пока идет война. Но Украина рассчитывает на вступление в НАТО после войны, отмечая, что сигнал со стороны Альянса именно сейчас очень важен.
Со вступлением или без него украинские официальные лица стремятся получить от западных стран обязательства по безопасности "без промедлений и как можно скорее", что потенциально поощряло бы Москву вывести войска. Многие аналитики считают, что президент России Владимир Путин рассчитывает, что западные союзники Украины устанут и прекратят потоки оружия и экономической помощи Киеву.
Такие гарантии безопасности могут также служить сдерживающим фактором для России от любых серьезных актов агрессии в будущем.
"Я уверен, что если режим в Кремле не изменится в ближайшие годы, даже после нашей победы, в их головах будет желание мести", - считает Резников.
Детали пакета безопасности еще окончательно не согласованы, говорят дипломаты. Но официальные представители США и НАТО рассказали о новых предложениях по двусторонним или многосторонним соглашениям, которые они охарактеризовали как пакты о взаимной обороне или меморандумы о безопасности Украины.
Администрация Байдена пытается направить дискуссию в сторону долгосрочных пактов о безопасности как альтернативы членству в краткосрочной перспективе. Соединенные Штаты также предварительно поддержали устранение барьеров для вступления Украины в Альянс – скажем, позволив Украине в будущем обойти План действий по членству в НАТО, но Вашингтон фактически не определил временные рамки.
При этом неясно, помогут ли такие соглашения Украине гораздо больше именно сейчас. Ни один союзник по НАТО, похоже, не хочет отправлять своих солдат воевать против РФ. А Соединенные Штаты неоднократно уклонялись от предоставления Украине некоторых видов современного вооружения.
По словам Резникова, Киев очень четко дал понять партнерам, что гарантии безопасности для Украины "должны быть всеобъемлющими и включать военную, финансовую помощь, а также экономические гарантии".
И они "должны быть реальными", добавил он - в отличие от Будапештского меморандума, который Украина подписала в 1994 году, согласно которому Россия и другие государства пообещали не применять военную силу против Украины в обмен на отказ Киева от ядерного оружия. Это, по словам Резникова, "оказалось не стоящим бумаги, на которой было написано".
Однако Украине может быть сложно удовлетворить свои потребности в сфере безопасности, если ее оставят в неопределенной ситуации, подобной той, в которой страна оказалась перед вторжением РФ.
Практически любой результат саммита Альянса, кроме немедленного приглашения к вступлению в НАТО, может оставить Украину в почти таком же неопределенном положении, в котором она оказалась после Бухареста. Хотя Киев получил беспрецедентные поставки оружия и боеприпасов от Запада, не ясно, смогут ли союзники обеспечивать такую помощь неопределенно долго. Демократическим западным правительствам также придется приспосабливаться к результатам выборов, если граждане их стран потребуют перемен.
Без четких обязательств некоторые украинские чиновники видят худший сценарий, по которому поддержка Киева в конце концов уменьшится, особенно если Байден потерпит поражение от республиканца на президентских выборах в следующем году. Украина и ее сторонники надеются закрепить гарантии безопасности на долгие годы независимо от того, кто будет у власти в США.
Хотя существует широкое согласие, что Альянс должен усилить свои политические отношения с Киевом, остаются большие разногласия вокруг того, что это на самом деле означает.
В преддверии саммита, в то время как продолжаются боевые действия, страны НАТО ведут собственную борьбу за то, как сформулировать итоговую декларацию.
Ожидается, что Альянс повысит статус Комиссии Украина-НАТО, форума для консультаций, к Совету Украина-НАТО, который предоставит Киеву больше полномочий, в том числе возможность созывать встречи и поднимать те или иные вопросы. Первое заседание Совета состоится на второй день саммита с участием лидеров стран Альянса.
Помимо того, ситуация очень изменчива.
Кроме создания Совета, Резников сказал, что у украинских официальных лиц есть перечень ключевых сфер сотрудничества с НАТО - в сфере закупок, тренировок военных и совместного оборонного планирования - что, как они надеются, будет подтверждено на саммите.
В Вильнюсской декларации союзники должны найти формулировки, которые не дадут России права "вето" на членство Украины в НАТО, сказала бывшая помощница генерального секретаря Альянса по оборонным инвестициям Камилла Гранд.
"Мы должны противостоять мнению, что для того чтобы иметь право на членство, они должны быть в мире с Россией, что если у вас есть замороженный конфликт, то вам не рады", - считает Гранд.
Резников и другие украинские чиновники отмечают, что военные Украины уже подтвердили свои возможности. НАТО, по его словам, создано "как решение против советской агрессии" - роль, которую унаследовала Москва.
"Мы выполняем миссию НАТО, для которой она была создана – единственная армия в мире, которая это делает. Нет другой такой армии с таким опытом, чтобы победить Россию. Другие аргументы даже не нужны", - подчеркнул Резников.
Если Киев не получит приглашение к вступлению или какое-либо четкое обязательство, разочарование будет ощущаться по всей Украине, считают общественные активисты.
Официальное приглашение стало бы четким сигналом для России о том, что Украина больше не рассматривается как "буферная зона".
В преддверии важного саммита НАТО в Вильнюсе, где Украина хотела бы получить приглашение в Альянс, ей предлагают полурешения и малозначительные дипломатические жесты. Руководители Международного центра исследований Украины «Прямая инициатива» Арияна Гиць и Роман Сон в статье «Украине подменяют членство в НАТО. Мы должны сделать сильные неожиданные шаги» предлагают идею гарантий безопасности от Украины, которые могут помочь убедить нерешительный Альянс принять нашу страну в свои ряды до завершения войны.