Сегодня, 2 сентября, отмечает 30-летний юбилей «Приднестровская молдавская республика» - сепаратистский анклав на востоке Республики Молдова. 28 лет там нет боевых действий, но при этом реинтеграция страны выглядит вопросом не менее далекой перспективы, чем и десять, и двадцать лет назад.
Для Украины Приднестровье и российские солдаты на его территории – не только потенциальная военная угроза. Замороженный приднестровский конфликт и продолжающаяся российско-украинская война отличаются изначальными условиями возникновения, масштабами боевых действий и количеством жертв. И, тем не менее, есть много общего, позволяющего Украине смотреть на Молдову как в зеркало, в котором она может увидеть отдельные черты своего возможного будущего.
Какие уроки Украина может извлечь из молдавского опыта, разбирался эксперт, заведующий отделом Придунайско-Черноморского региона НИСИ Артем Филипенко.
«Урок первый: бумеранг всегда возвращается. В Молдове до сих пор помнят и об участии УНСО в боевых действиях на стороне приднестровских сепаратистов, и о том, как через территорию Украины в Приднестровье спокойно прибывали казаки и прочие «ихтамнеты»», - пишет автор в статье для ZN.UA.
Аргумент о том, что бойцы УНСО тогда «защищали» украинцев Приднестровья от «румын», а потом в Грузии и Чечне воевали на «правильной» стороне, критики не выдерживает, добавляет он.
Говоря о неприемлемости «плана Штайнмайера» для Донбасса, нелишним буде вспомнить план Ющенко 2005 года, в основе которого лежала идея «демократизации» Приднестровья.
«Изюминкой плана была идея «свободных и демократических выборов» в Верховный Совет Приднестровья «как представительного органа приднестровского региона Республики Молдова» под международным контролем. Что, в конечном итоге, привело бы к международной легитимизации приднестровского руководства», - добавляет эксперт.
Россия же в вопросе оккупированных территорий готова играть в долгую. Еще в 2003 году действующим российским переговорщиком по «конфликту в Донбассе» Дмитрием Козаком был предложен план урегулирования приднестровского конфликта, названный в честь его автора «меморандумом Козака».
План этот предусматривал трансформацию Молдовы в «ассиметричную федерацию», в которой Приднестровье и Гагаузия получали право иметь собственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, Конституцию и законодательство, государственную собственность, самостоятельный бюджет и налоговую систему, двуязычное (на русском и молдавском языках) делопроизводство.
А самое главное, возможность блокировать на национальном уровне нежелательные для них законопроекты и международные договоры.
Кроме нейтрального статуса, Молдова обязывалась предоставить России право на размещение российских войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве гаранта урегулирования конфликта.
В конечном итоге под внешним и внутренним давлением тогдашний президент Молдовы Владимир Воронин отказался подписать документ, который должен был поставить крест на существовании Молдовы как суверенного государства.
«Но идеи, предложенные в «меморандуме Козака», не были забыты. Напротив, в 2014–2015 годах они были озвучены российскими марионетками ОРДЛО, но уже в качестве требований к Украине», - подчеркивает автор.
Ведь Россия не оставляет надежды «федерализировать» Украину и с помощью квазиреспублик контролировать ее внешнюю и внутреннюю политику. И не так важно, будет ли цель достигнута при помощи «меморандума Козака» или его модернизированного аналога.
Что должна извлечь для себя Украина из опыта урегулирования приднестровского конфликта, читайте в статье Артема Филипенко «Приднестровские уроки».