В августе украинские страницы в Facebook потратили на рекламу в два раза больше средств, чем в июле, что связано с началом предвыборной кампании в Украине, отмечают аналитики Чесно. Если в январе политсилы заплатили за рекламу в Facebook 5,7 тысячи долларов, то в августе - 174 тысяч долларов.
Партийные страницы в августе потратили на рекламу более 173 тысяч долларов, еще 125 тысяч заплатили за рекламу страницы политиков. Это 64% от общих расходов.
Тройка лидеров среди политических партий выглядит так: "За майбутне", "Слуга народа" и "Наш край" (12,5 тысяч долларов с партийной страницы + 11,3 тысяч со страниц, пишущих о политсиле в позитивном ключе). Первой и третьей в рейтинге раньше не было, а это значит, что львиную долю денег эти политсилы заплатили за рекламу на Facebook именно в августе. Среди отдельных кандидатов в мэры - так: Борис Филатов (Днепр), Андрей Пальчевский (Киев) и Игорь Васюник (Львов).
Дела партийные
Значительно увеличили свои расходы партии "Победа Пальчевского", "Пропозиция" (11,8 тысяч долларов с партийной страницы + 11,3 тысяч со страниц, пишущих о политсиле в позитивном ключе), "Голос" (с января по июль - 7,2 тысячи, в августе - 9,3 тысячи). В лидеры по расходам в августе вырвалась и "Украинская стратегия Гройсмана" (10,2 тысячи долларов за месяц). "Украинская галицкая партия" в прошлом месяце потратила на рекламу в соцсетях 8,3 тысячи долларов. Вложился в рекламу своей политсилы и лидер партии "За майбутне" Игорь Палица.
Активизировались и страницы, связанные с "Оппозиционной платформой-За життя": Днепровской городской организации ПП "ОПЗЖ" и Днепропетровской областной организации ПП "ОПЗЖ". Ранее эта политсила вкладывала в соцсети незначительные средства: в январе-июле - менее тысячи долларов. А также страницы "Киевляне за Александра Попова", "Юрий Бойко" и "Доверие Полтавщины". До прошлого месяца они вообще не тратили денег на рекламу - первой и третьей просто не существовало.
Борис Филатов и все, все, все
Больше всего с января по август за рекламу в Facebook заплатили страницы, которые продвигают Бориса Филатова. Причем с его персональной страницы за этот период потратили лишь 2,3 тысячи долларов, а с других страниц - 57,8 тысячи долларов. На втором месте - кандидат в мэры Киева Андрей Пальчевский. Третье и четвертое места занимают Виталий Нестор и Николай Тищенко. Ниже - представители регионов Игорь Васюник (Львов), Загид Краснов (Днепр) и Александр Шевченко (Ивано-Франковск).
Вложились в рекламу кандидаты в мэры Киева Ирина Верещук ("Слуга анарода"), Ярослав Москаленко и Александр Попов. Действующий мэр Виталий Кличко с января по август потратил на рекламу в Facebook 3,4 тысячи долларов. Львиная доля этих денег была уплачена с персональной страницы политика.
"Черный пиар" конкурентов
Немалые средства тратят кандидаты и на "антирекламу конкурентов". С января по июль больше негативной рекламы было против президента Владимира Зеленского, депутата Максима Бужанского ("Слуга народа"), самой "Слуги народа" и мэра Днепра Бориса Филатова.
Наиболее активная антирекламная кампания в прошлом месяце развернулась именно вокруг Днепра. Кроме Филатова, часть "черной" рекламы была направлена против Геннадия Корбана.
В августе довольно странный случай произошел с созданной 26 июня страницей «Polit Online», которая в августе направила на рекламу 7,3 тысячи долларов.
Все посты там были о Юлии Подольской, которая рассказывала о своем муже и жаловалась на заместителя Генерального прокурора Украины Гюндуза Мамедова. Сейчас на странице нет ни одного сообщения, а понравилась она 155 людям.
Значительные средства тратятся и на «черную рекламу» против кандидата на должность мэра Винницы Сергея Моргунова. Страница «Винница Коррупционная» с января по август потратила на рекламу 11,9 тысячи долларов, публикуя негативные сообщения против Моргунова.
Ни цента больше!
Пока политики и политсилы вкладывают в рекламу все больше средств, готовясь к местным выборам, есть те, кто свои рекламные кампании, наоборот, сворачивает.
Рекламную деятельность в Facebook в августе свернул пятый президент Украины Петр Порошенко, потративший в январе-июле на рекламу в соцсети 52 тысячи долларов, а в августе 584 доллара. Планировавший баллотироваться в мэры Николай Тищенко (победителем праймериз "СН" стала Ирина Верещук - ред.), который ранее вложил в рекламу 20,7 тысяч долларов, в августе не потратил ни копейки.
"Проанализировав динамику расходов различных типов Facebook-страниц (медиа, политиков, партий, других), можно сказать, что расходы на рекламу перед местными выборами растут у всех... Таким образом, надеемся увидеть эти расходы в отчетах политиков и партий", -резюмировали активисты.
Ранее сообщалось о том, что более 98 тысяч украинцев изменили адрес для голосования. Предвыборная кампания в Украине стартовала 5 сентября.