UA / RU
Поддержать ZN.ua

Посол Германии о судебной реформе в Украине: в комиссиях по отбору судей должны быть независимые эксперты

Такая перспектива не радует противников реформы, привыкших проводить через конкурсы «нужных» кандидатов.

Судебная реформа – одна из самых важных в Украине, но ее реализация еще почти не начиналась; чтобы разорвать замкнутый круг, нужны политическая воля и сильный лидер. О том, на каком этапе находится реформа сейчас, какие проблемы возникают в процессе ее реализации, ZN.UA говорило с послом Германии в Украине Анкой Фельдгузен.

«Это такая сложная и длительная реформа, но я вижу первые шаги, и мне нравится, что и парламент, и офис президента тесно сотрудничают с Венецианской комиссией. Потому что там сидят эксперты, которые видели все эти реформы в других странах, у них можно взять хорошие советы. (…) Я была очень рада, когда президент после решений Конституционного суда встал во главе движения реформирования судебной системы, потому что для этой реформы нужен очень крепкий политический лидер, чтобы ее продвигать», - отмечает дипломат в интервью редактору отдела международной политики Татьяне Силиной.

По словам посла, на сегодняшний день есть несколько хороших законопроектов, получивших положительные выводы Венецианской комиссии, которые могут стать частью реформы. Но принятие необходимых законопроектов порой буксует в парламенте.

«Проблема в том, что в ней (реформе – ред.) много составляющих, и нам рассказывают в Раде, дескать, нет голосов, лучше так сделать, а не так, мы можем найти голоса лишь для такого проекта. И я однажды сказала: извините, но лучше не иметь никакого закона, чем такой, что делает все еще хуже. Нет голосов? Тогда надо больше работать, чтобы их найти», - поясняет дипломат.

В числе главных вызовов реформы Фельдгузен называет формирование конкурсных комиссий для отбора судей.

«Наша главная проблема, которую мы действительно очень пристально отслеживаем, – это комиссии отбора. И мне немного не нравится, что сейчас стараются найти индивидуальные композиции для всех этих разных комиссий, ведь было бы хорошо думать об одном составе для всех комиссий, точнее, единой системе их формирования», - добавляет посол.

Подключение к процессу отбора независимых международных экспертов противниками реформы спекулятивно подается как «угроза суверенитету» Украины и «вмешательство во внутренние дела». Хотя Венецианская комиссия уже разъясняла: присутствие таких экспертов в комиссиях законно и никакой угрозы для суверенитета страны не представляет.

В Венецианской комиссии подчеркнули: международные эксперты должны только один раз входить в составы конкурсных комиссий, чтобы дать рекомендации. Их присутствие на постоянной основе не рассматривается.

«Сейчас очень много говорят, дескать, если там (в комиссиях – ред.) будут иностранцы, это будет утрата национального суверенитета. Хорошо, я это могу понять. Я думаю, наши международные эксперты не очень заинтересованы здесь работать, если честно. Что мы на самом деле хотим, так это чтобы там были независимые члены комиссии. Не обязательно международные, но независимые», - подчеркивает Фельдгузен.

Международные эксперты не пропустят недобропорядочных кандидатов и «представителей» чьих-то интересов, что не устраивает выдвиженцев определенных кандидатов.

Показательным примером является конкурс на главу САП – делегированные ВР члены комиссии «сбили» с конкурса кандидатов, занимающихся расследованием резонансных дел Андрея Портнова, замглавы ОПУ Олега Татарова, главы ОАСК Павла Вовка, бывших и действующих народных депутатов, высокопоставленных полицейских.

Своеобразной «страховкой» могло бы стать право вето у международных экспертов, чтобы без них нельзя было принять решение, считает дипломат: «Конечно, лучше, когда все в комиссии соглашаются с решением, но если это не так, тогда просто надо остановить процесс его принятия».

Такая инициатива также вызывает негодование противников реформы. Вопросы присутствия в комиссиях международных экспертов и наделение их право вето  – сложные, признает собеседница ZN.UA.

«Мы не хотим все время вмешиваться, но мы видели, что эти комиссии хорошо функционировали для НАПК, НАБУ, ВАКС. Там есть хорошие примеры, и мы хотим, чтобы они распространились и на отбор судей», - отмечает Анка Фельдгузен.

По ее словам, послы редко занимаются такими деталями, но здесь может быть сделан тот первый шаг, который изменит систему. Кроме того, посольство Германии работает над тем, чтобы запустить программы стажировки для украинских юристов, прокуроров и судей.

Понимание того, как работают судебные системы европейских государств, может помочь Украине трансформировать свою. И драйверами изменений должны стать украинцы с опытом учебы за рубежом.

«У нас сейчас есть очень успешные программы для украинских госслужащих, менеджеров, дипломатов, и мы хотим иметь такие программы стажировки в Германии для юристов, судей, прокуроров. Я очень верю, что если эти люди имеют представление, как данная система функционирует в другом государстве, они что-то полезное привнесут и сюда и будут работать, чтобы и здесь система функционировала лучше. Это сейчас одна из наших целей в посольстве», - резюмирует дипломат.

Читайте также: В Венецианской комиссии призвали ускорить судебную реформу и защитить НАБУ

Подробнее  о том, как сдвинуть судебную реформу в Украине с мертвой точки, читайте в интервью Татьяны Силиной с госпожой послом Германии Анкой Фельдгузен «Все боятся быть с Россией в прямой войне».