UA / RU
Поддержать ZN.ua

Первый вице-спикер Рады Корниенко возглавил рабочую группу по изменениям в Конституцию в части децентрализации

«Слуги народа» пиарятся или ищут вариант как выйти из клинча с законопроектом №4298 о местных государственных администрациях, на который у них уже нет голосов?

Глава Верховной Рады Руслан Стефанчук накануне подписал распоряжение, которым создал рабочую группу по подготовке изменений Конституции в части децентрализации. До 1 марта члены рабочей группы должны представить проект внесения изменений в Конституцию Украины в части децентрализации.

Главой рабгруппы стал первый вице-спикер парламента Александр Конриенко.  Кроме него в  ее состав вошли еще 10 народных депутатов в основном из двух комитетов-по вопросам госстроительства и местного самоуправления и правовой политики. В частности, в рабочую группу вошли представители всех фракций и групп кроме «Европейской солидарности» и «За майбутнє». 

В Ассоциации городов Украины (АГУ) сообщили, что также будут работать над изменениями в Конституцию. В частности в пресс-службе отметили, что наработанный рабгруппой законопроект  должны презентовать и обсудить в Ассоциации городов Украины в соответствии с письмом Александра Корниенко. Планируется, что законопроект обработают представители АГУ, утвержденные ее правлением, а также эксперты ассоциации.

Как уже писала редактор отдела политики ZN.UA Инна Ведерникова, суть проблемы в том, что во власти параллельно разворачиваются два противоположных процесса. С одной стороны, Банковая лоббирует перекроенный законопроект №4298, которым включается механизм государственного надзора за местным самоуправлением на областном и районном уровне. Он ключевой перед принятием изменений в Конституцию в части децентрализации. Законопроект приняли в первом чтении с базовой нормой о префекте/главе РДА-ОГА в статусе государственного служащего с кадровым резервом и ротацией раз в три года. Законопроект уже подготовили ко второму чтению, но после цензуры Банковой эта норма была изъята. Префект стал полностью подконтрольный президенту. Это вызвало волну возмущения в депутатском корпусе и у экспертного сообщества, которое готовило законопроект.  Документ № 4298 был в повестке дня на декабрь, но без даты. По информации источников  ZN.UA в комитете в настоящий момент голосов у «слуг народа» нет.  Рассмотрение вопроса отложено, как минимум, на середину января.

Параллельно появился проект внесения изменений в Конституцию в части децентрализации, где должны закрепить  децентрализацию и механизм государственного надзора за органами местного самоуправления. Однако он идет в разрез с правками Банковой – там префект остается госслужащим и предлагаются менее политизированные  варианты его назначения и подчинения.

Читайте также: Стефанчук об изменениях в Конституцию по децентрализации: «Работа над законопроектом на финишной прямой»

Как писал в своей статье Юрий Ганущак: «События, разворачивающиеся в недрах реформы государственного управления, не могут не настораживать. Послы G7 немедленно дружно поаплодировали децентрализации и проекту изменений Конституции, которым (вероятно, для внешнего потребления) прикрыта реальная политика власти.  Но очевидно, что децентрализация все же должна быть закреплена в Конституции.

На этот раз (это уже третий вариант) изменения в Конституцию в части реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти возникли из ниоткуда. В отличие от предыдущих проектов, представленных официально от лица главы государства и им же отозванных, здесь автор текста не объявляется.

И хотя утверждается, что документ — не решение власти, а лишь повод к началу обсуждения, вряд ли Банковая позволила бы появиться этому документу в публичном пространстве, если бы не связывала с ним собственной цели.

Но предлагаемое нам сегодня вряд ли можно назвать реализацией указанной формулы. Уже хотя бы потому, что законопроект №4298 противоречит обнародованной модели изменений в Конституцию. Как можно закреплять в Конституции то, чего не собираются делать?».

По мнению эксперта, несмотря на наличие ряда реформаторских норм, обнародованный проект внесения изменений в Конституцию тоже кажется довольно неоднозначным документом.

Сейчас группа, возглавленная Александром Корниенко, как раз и займется изучением этого проекта изменений. Куда повернет Банковая, если ей так и не удастся провести через зал законопроект №4298? Что, кстати, заблокирует решение вопроса столицы—менять закон о столице можно только после принятие №4298. Зачем вообще слуги собираются «играть» в Конституцию?

Чтобы понимать ситуацию, читайте статью Инны Ведерниковой «Зеленский идет на второй срок и строит сеть» и статью Юрия Ганущака «Пиар-конституция для диктатора».