Сразу несколько участников Минского процесса признались, что переговоры в беларусской столице, фактически, превратились в ширму, и осознают, что возможные прорывы могут обеспечить только первые лица государств.
Об этом говорится в статье первого заместителя главного редактора ZN.UA Сергея Рахманина.
"Позиции украинской стороны в последнее время были ослаблены временным отсутствием (по объективным причинам) Леонида Кучмы, фактически игравшего ключевую роль в сложном переговорном процессе. Однако даже присутствие Леонида Даниловича вряд ли могло сдвинуть процесс с фактически мертвой точки. Практически все ключевые лица Минского процесса (включая Сайдика и даже Мореля, до недавнего времени отстаивавших реалистичность проведения безопасных, хотя бы относительно демократичных, выборов в ОРДЛО) признают, что на сегодняшний день проведение реальной избирательной кампании в ОРДЛО невозможно. Хотя бы потому, что не представляется возможным обеспечить долгосрочное, надежное выполнение режима прекращения огня", - говорится в статье.
По мнению Рахманина, для того, чтобы стрельба на Донбассе прекратилась, необходимо отвести не только тяжелое вооружение и бронетехнику, но и все подразделения на значительное расстояние от линии разграничения - а к этому ни одна из сторон не готова.
"Не только из-за боязни потерять инициативу, но, в первую очередь, из-за вполне объяснимого недоверия друг к другу. Без длительного перемирия, без исчезновения угрозы применения огня провести даже симулякр выборов (на который так рассчитывают в Вашингтоне и Берлине) не представляется возможным. Сразу несколько участников Минского процесса признались в том, что переговоры в белорусской столице фактически превратились в ширму, и осознают, что возможные (хотя и маловероятные) прорывы могут обеспечить только первые лица государств", - пишет Рахманин.
Он отмечает, что попытки Мартина Сайдика найти точки соприкосновения не увенчались успехом. В ходе последней встречи в Минске он провел отдельные переговоры с представителями Украины, России и ОРДЛО, попытавшись затем свести различные позиции в отдельном документе. Однако этот документ лишь зафиксировал "непреодолимую разницу" в подходах.
"Представители украинской стороны заявляли, что готовы к компромиссам лишь при наличии аналогичных со стороны других действующих лиц процесса. Демонстрацией готовности могла бы стать, например, не только по возможности скорая выдача Надежды Савченко, но и обсуждавшееся ранее отстранение от руководства "республиками" одиозных Захарченко и Плотницкого. Кроме того, в Киеве рассчитывали на оказание Западом реальной помощи в организации выборов, которая включала бы осязаемые финансовую и силовую составляющие", - говорится в статье.
"При том, что фактическая беспомощность "Минского формата" является очевидной для всех действующих лиц, ставить на нем крест никто не торопится. И потому, что другую схему никто пока не придумал. И потому, что имитация процесса лучше, чем безропотное признание его безнадежности", - пишет Рахманин.
Напомним, по информации источников DT.UA, если раньше перед Украиной ставили условие принять избирательный закон в ОРДЛО до конца марта и провести выборы на неконтролируемых территориях до конца июня, то теперь украинской власти предложено сделать это до конца мая и до конца августа соответственно.
Подробнее о минском формате переговоров читайте в статье Сергея Рахманина "Оборона "Минска" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".