UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новая антикоррупционная программа позволит чиновникам отчитываться даже о малейших "успехах"

Даже минимальные усилия, как, например, рост определенного показателя на 0,1%, позволит отчитываться об успешном выполнении антикоррупционной программы, но без представления конкретных реальных результатов.

Утвержденная правительством новая антикоррупционная программа на 2015-2017 годы ориентирована преимущественно на измерение процесса борьбы с коррупцией вместо конкретных и четких результатов. Об этом в статье в ZN.UA пишет Иван Сикора, директор Фонда "Відкрите суспільство", эксперт по вопросам антикоррупционной и бюджетной политики.

Вопреки ожиданию кардинальных изменений новая правительственная антикоррупционная программа не даст возможности измерить прогресс Украины в борьбе с коррупцией. Новая программа написана так, отмечает он, что даже минимальные усилия чиновников можно будет интерпретировать как большой успех. В тексте программы можно найти много замечательных мер в стиле "повышения и улучшения", но без конкретных показателей.

В документе предлагают оценивать процесс, а влияние - уже по ходу, с возможностью произвольной интерпретации.

"Критерии для оценивания успешности антикоррупционной политики планируют разрабатывать по ходу, что даст широкий простор для интерпретации даже минимальных успехов как великой победы", - пишет Сикора.

По словам эксперта, похоже, что сегодняшние властные политические деятели до сих пор рассматривают антикоррупционную политику "в основном как красивый аксессуар в своем политическом гардеробе". И это при том, что именно имитация борьбы с коррупцией привела "папєрєдніків" к печальному финалу и довела страну и ее экономику до плачевного состояния.

Так, "большая проблема" у разработчиков антикоррупционной программы наблюдается с показателями оценки влияния правительства на явление коррупции. И это при том, что Министерство юстиции ежегодно готовило соответствующие годовые отчеты, разрабатывало методические материалы по антикоррупционной экспертизе и не только.

Впрочем, чиновники Минюста все же удосужились добавить хотя бы ссылки на какие-то международные стандарты и оценку прогресса Украины в нескольких международных инициативах. В частности, был добавлен показатель получения статуса страны, что отвечает требованиям Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI), и показатель получения положительной оценки со стороны Инициативы прозрачности в строительной отрасли. К сожалению, этим и ограничились.

Достигнутые результаты должны быть ключевыми для оценки политики. Однако это наиболее слабое место всей публичной политики в Украине, напоминает эксперт.

"С результативными показателями пытаются быть слишком осторожными. Потому что за их недостижение наступает ответственность (или по крайней мере есть вероятность ее наступления). С оцениванием процесса намного легче. "Старались, сделали все возможное, но не получилось" - стандартная "отмазка" чиновников и политиков.

Пожалуй, именно из-за этой давней украинской традиции ориентироваться на процесс, а не на результат разработчики новой правительственной антикоррупционной программы почему-то решили проигнорировать требования действующего законодательства", - отмечает Сикора.

Достигнутые результаты должны стать ключевыми для оценки антикоррупционной политики (с ответственностью за недостижение результатов). Что же касается конкретного влияния на решение проблемы коррупции, то в программе указаны достаточно размытые и нечеткие показатели.

Например, - рост доверия хотя бы на 1% позволит отчитаться об успешности выполнения программы.

В правительственной антикоррупционной программе - ни одной конкретной цифры о том, на какие показатели выйдет Украина в международных рейтингах благодаря реализации антикоррупционной программы.

Автор отмечает, что удивляет позиция украинского отделения Тransparency International в контексте результатов, которые сформулировал президент Украины в Стратегии устойчивого развития "Украина - 2020". К 2020 г. Украина по Индексу восприятия коррупции (его рассчитывает Тransparency International) должна войти в 50 лучших государств мира. Однако никаких промежуточных результатов, на которые должна выйти Украина в течение трех ближайших лет (срок реализации антикоррупционной программы), в тексте программы не увидим. Не увидим и индикаторов, которых должна достичь Украина в рамках Индекса открытости бюджета.

Доверие граждан и экспертного сообщества к органам власти является не менее важным индикатором для оценки эффективности борьбы с коррупцией. Однако опять - общие формулировки об увеличении, "улучшении" и т.д.

В частности, о созданном Национальном антикоррупционном бюро почему-то вообще забыли. Как забыли и об оценке доверия к правоохранительной системе и судам, которые хорошо известны высоким уровнем коррупции.

Другие же показатели индикаторов антикоррупционной программы также дают чиновникам широкие возможности для интерпретации успехов. И это несмотря на то, что в президентской Стратегии устойчивого развития "Украина - 2020" есть четкие индикаторы.

Больше о "тайной антикоррупционной программе" читайте в статье Ивана Сикоры "Украина снова в плену процесса борьбы с коррупцией" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".