UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мэры больших городов уже советуют украинцам выезжать на зиму: в АГУ объясняют, когда это делать и почему это не панацея

По мнению исполнительного директора АГУ Александра Слобожана, уезжать нужно, когда уже невозможно оставаться. Иначе можно нанести удар по экономике.

Блэкаут – вполне возможная реальность для Украины, и мы уже описывали сценарии, при которых возможна эвакуация жителей левого берега Киева. Но центральная власть молчит, хотя нужен честный и публичный диалог с людьми.

Как в такой ситуации действовать людям? Свою версию рассказывает исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан в интервью редактору отдела политики ZN.UA Инне Ведерниковой.

«Давайте поймем, что без системы ПВО, которая закроет всю систему электро- и газоснабжения (добыча, генерация, доставка), блэкаут – это дело времени, одного-двух массированных обстрелов. Остальное – выход из тяжелой ситуации, это обеспечение возможности выжить зимой тогда, когда наши ВСУ выбивают агрессора с нашей территории», - говорит исполнительный директор АГУ.

Самая плохая ситуация в больших городах с многоэтажной застройкой, жители которых зависят от централизованного отопления, газоснабжения и т.д. Мэры советуют горожанам выезжать в сельскую местность, где можно согреться у печки. Но Слобожан подчеркивает, что такое решение не панацея.

«Если прямо сейчас начнется массовый выезд людей, ляжет экономика и мы не сможем даже оставшимся людям обеспечить поступления энергоресурсов», - объясняет он.

По оценкам исполнительного директора АГУ, критическая ситуация еще не наступила. По последней информации, резервов хватает. К тому же, запасы ракет у врага также заканчиваются, а украинская ПВО работает.

«Но быть готовыми к разным сценариям нужно обязательно. Начиная от свечей и запаса пищи и заканчивая генератором или буржуйкой. И говорить об этом нужно обязательно», - подчеркивает Слобожан.

Поэтому сегодня мэры, кроме технической и организационной работы, объясняют людям, что происходит, как готовятся громады, чем помогает государство, какие могут быть варианты действий.

«Нужно все время коммуницировать, подбирать правильные слова, объяснять, почему веерные отключения неравномерны, публиковать карты пунктов обогрева и алгоритмы действий на случай той или иной ситуации - все это безотлагательная работа местной власти сейчас», - добавляет он.

Между призывами к людям уехать или остаться очень тонкая грань, проходящая по правильной коммуникации, отмечает Ведерникова. Уезжать тогда, когда не уезжать уже невозможно. Остаться и работать – тоже своеобразный фронт и защита государства. Собеседник соглашается:

«Абсолютно. Если я соберусь и уеду из своего города прямо сейчас, остановится мое предприятие и мне некуда будет возвращаться. Более того, из-за моего отъезда и неуплаты налогов еще сложнее будет оставшимся. Уехать всем физически невозможно, кто обязательно останется».

Поэтому, по словам Слобожана, задача мэров – подготовить планы действий на все случаи развития событий, организовать работу служб и информировать людей, предупредить, что вариант самого сложного сценария есть. Чтобы каждый мог подготовиться, рассчитать силы и решить: уезжать или оставаться.

Как понять, что ключевой момент наступил, пора уезжать или идти в пункт обогрева? Исполнительный директор АГУ отвечает так: «В случае объявления режима техногенной катастрофы должны сразу включиться инструменты реагирования – ГСЧС, правоохранительные структуры, другие институты. Но до этого у нас будет время для принятия решений».

Читайте также: В ДТЭК призвали украинцев рассмотреть возможность выезда из страны

При этом вывести из строя энергосистему такой большой страны как Украина, очень сложно. Поэтому россияне намеренно бьют не по генерации, а по распределению – болевой точке энергосистемы, объясняет Слобожан. Как бы нам ни хотела помочь Европа, распределительные узлы имеют устаревшее советское оборудование, не имеющее аналогов на Западе. И быстро взять комплектующие просто негде.

Не учли россияне того, что уровень восстанавливающий сети предприятий – наивысший, а украинские энергетики на ходу придумывают разные варианты выхода из ситуации на каждом конкретном объекте. Что пока позволяет удерживаться от худшего сценария.