Лидер боснийских сербских сепаратистов Милорад Додик, которому в эти выходные предстоят выборы (он баллотируется на пост президента боснийских сербов), обрушился с критикой на Запад и похвалил Владимира Путина за его политику на Балканах, похваставшись тем, что он — редкий европейский политик, который может встретиться с российским президентом в любое время, когда пожелает.
Комментарии Додика, сделанные на предвыборном митинге в конце вторника в полуавтономном регионе боснийских сербов Республике Сербской, прозвучали после его встречи с Путиным в Москве в начале этого месяца, когда он одобрил войну России в Украине. Додик также встречался с Путиным в июне.
Во время митинга Додик повторил сепаратистские позиции боснийских сербов, которые уже однажды в прошлом привели к войне — в 1990-х годах, когда погибло 100 000 человек и миллионы остались без крова в результате самой страшной бойни в Европе со времен мировой войны.
"Мы не можем оставаться в Боснии и Герцеговине", —сказал он. "Босния-Герцеговина — это не место для нас. Босния-Герцеговина — это место, которое постоянно подавляет нас в нашем развитии", — сказал он, добавив, что судьба детей боснийских сербов зависит от того, как быстро боснийские сербы покинут объединенную страну.
"И я думаю, что эти условия (разделения) создаются, Европа испытывает все больше и больше проблем. Америка теряет свою силу. Создается новый мир", — сказал Додик. "В этом мире важно, чтобы у Республики Сербской был Милорад Додик, который может позвонить Путину и увидеться с ним завтра".
В воскресенье в Боснии проходят всеобщие выборы, на которых Додик баллотируется на пост президента боснийских сербов.
Додик, серб, член трехстороннего президентского совета Боснии, в который также входят босниец и хорват, часто встречался с Путиным, особенно перед выборами, когда он хочет показать избирателям из числа боснийских сербов, настроенных крайне пророссийски, что он пользуется поддержкой Путина.
Запад часто обвиняет Москву в стремлении дестабилизировать Боснию и остальные Балканы через своих союзников в Сербии и Боснии. Додик открыто выступает за то, чтобы отделить контролируемую сербами половину Боснии от боснийско-хорватской федерации и объединить ее с соседней Сербией.
Мирное соглашение, заключенное при посредничестве США в 1995 году, положило конец войне в Боснии, в результате которой погибло не менее 100 000 человек и миллионы остались без крова, но страна оказалась глубоко разделена между тремя основными этническими группами.
Запад часто обвинял Москву в использовании этих разногласий, молчаливо поддерживая сепаратистскую политику Додика, и в дестабилизации Боснии и других балканских стран через своих посредников в Сербии и Боснии.