Глава украинской делегации в Трехсторонний контактной группе Леонид Кравчук рассказал, каким видит будущее Донбасса, что может заставить Россию забрать оттуда свои войска, и исчерпаны ли ресурсы Минского формата.
«Я не могу сегодня сказать откровенно, что нам не нужен Донбасс. Нам нужны люди Донбасса», - отметил он в разговоре с журналисткой Яниной Соколовой.
Кравчук считает, что изменить отношение жителей временно оккупированных территории к Украине можно. Для этого нужны свободная экономическая зона (СЭЗ), инвестиции в восстановление разрушенного войной региона, и изменения в языковом вопросе, чтобы «не раздражать русскоязычное население».
Отметим, идея создания СЭЗ в Донбассе как драйвера восстановления Донецкой и Луганской областей звучит не впервые. Но, по мнению экспертов, такая инициатива не приведет к развитию региона, а превратит его в «черную дыру», где будет процветать контрабанда.
Но прежде чем говорить о реинтеграции и восстановления региона, нужно, чтобы Россия забрала оттуда свои войска и технику, а Украина - восстановила контроль над участком границы протяженностью более 400 км. Сделать это без давления на агрессора не удастся, убежден глава делегации Украины в ТКГ.
«Это можно решить одним способом - применив формы и методы, которые использует в переносном смысле этого слова сама Россия. РФ за всю свою историю воюет почти 150 лет, так там сформировалась стратегия, элита войны и другого сценария она просто не знает», - говорит Кравчук.
По его словам, у российской стороны есть даже понятие «принуждение к миру», то есть, они не говорят о достижении мира через дискуссии, а только путем применения силы. Сейчас РФ о переговорах забыла, она их почти и не знала, добавляет Леонид Кравчук.
«Давлением, кроме военного, - вот таким образом можно Россию заставить остановиться», - отмечает глава украинской делегации. Под давлением Кравчук подразумевает расширение санкций и отключение агрессора от международной платежной системы SWIFT.
По мнению Кравчука, переговоры в Минске не могут быть путем к мирному урегулированию войны в Донбассе (собственно, с самого начала у ТКГ была сугубо консультативная функция по воплощению в жизнь решений нормандских саммитов - ред.), но альтернативы этой площадке пока что нет.
«Мир, когда начиналась агрессия, посмотрел на Украину как на жертву. И это было начало похода против нашей страны, надо было как-то остановить агрессора. И вот эта ТКГ, с ошибками, без видения перспективы и шагов (...) все же стала преградой для широкой агрессии», - отметил Кравчук.
По его мнению, если украинская делегация выйдет из переговоров в трехстороннем формате, Украину могут обвинить в том, что она якобы развалила процесс, у которого еще есть перспектива.
«Я чувствую это и в Офисе (президента Украины - ред.), они постоянно анализируют и откровенно заявляют, что надежд больших на Минский формат нет. Но мы пока должны терпеть, чтобы понять окончательно и чтобы мир убедился, что Украина не стала причиной развала того, что было сделано семь лет назад», - резюмировал Леонид Кравчук.
Напомним, в марте глава Офиса президента Андрей Ермак заявил, что Украина совместно с Германией и Францией разработала план восстановления мира в Донбассе. Идея заключалась в том, чтобы разбить «Комплекс мер по выполнению минских соглашений» на 11 кластеров и передать их ТКГ для разработки «дорожной карты» урегулирования конфликта.
Во время своей предвыборной кампании Владимир Зеленский, обещал потратить на переговоры о мирном урегулировании в Донбассе максимум год, после чего сменить формат и стратегию, чтобы достичь результата. На сегодняшний день значимых результатов как не было, так и нет. Так не пора ли менять формат и стратегию? Рассуждает Татьяна Силина в статье «Путешествие из Парижа в Берлин с остановкой в Минске длиною в год» в ZN.UA.