UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хроники черного пиара в Украине: в «ЧЕСНО» проанализировали опасные политтехнологии

За десять лет до оккупации Россией Донбасса и Крыма технологи Януковича продвигали в общественном сознании тезис о возможности «гражданской войны в стране».

Заказные кампании, грязные технологии и черный пиар давно стали составляющей политических процессов во всем мире, не миновали они и Украину. Аналитики Руху ЧЕСНО изучили самые яркие примеры грязных политтехнологий чтобы еще раз напомнить об их опасности не только для «объекта атаки».

«Следует помнить, что продукты черного пиара способны негативно влиять не только на политика, против которого они направлены, но и на граждан, продвигая месседжи пренебрежения и раскола в стране», - отмечают аналитики.

Технология черного пиара обычно используется вместе с технологией клонирования и прочими: первая позволяет поднять рейтинг, вторая - откусить голоса у конкурента. И суммарный эффект от такого дубля получается лучше.

От коммунистов до «наркоманов» и «мародеров»: чем пугали украинцев

Первые случаи черного пиара в Украине датируются началом 90-х годов: началось развитие современных политических партий, гражданам стали доступны «выборы с выбором», поэтому политики начали соревноваться за голоса избирателей.

Именно тогда, на президентских выборах 1999 года, командой Леонида Кучмы был использован черный пиар против его конкурента Петра Симоненко.

Фактически вся антиреклама Симоненко основана на технологии запугивания коммунистами. В случае избрания кандидата, избирателям обещали голод, отправку на войну в Чечне и экспроприацию имущества.

Рух ЧЕСНО

Рух ЧЕСНО

На выборах 2019 наработанная технология использовалась в полную силу обоими лагерями.

Пиарщики Петра Порошенко утверждали, что при Владимира Зеленского исчезнет безвиз, доллар будет по 60-100 гривен, а «Приватбанк» вернут олигарху Игорю Коломойскому. Эти месседжи распространялись через листовки и активно забрасывались в соцсети. Некоторые листовки использовали короткие месседжи, выполненные в стилистике слоганов конкурентов.

Опора

Но и самого Порошенко черный пиар не обошел. Только если в случае с Зеленским акцентировали внимание на будущем, то в случае с Порошенко технологи ЗеКоманды делали экскурс в прошлое, напоминая об отдыхе на Мальдивах, событиях 2014 года, начале агрессии РФ против Украины.

Опора

«После такого противостояния украинцы до сих пор поляризованы, что делает народ разобщенным в условиях войны, а это играет на руку внешнему врагу», - отмечают аналитики.

«Свой – чужой»: как политтехнологи раскалывают страну

Довольно часто политтехнологи и пиарщики считают уместным использование и даже усиление существующих в обществе стереотипов. Каждая избирательная кампания сопровождается противопоставлением «мы – они».

«Откровенно грязные технологии начинаются тогда, когда в команде политика решают делить украинцев на «своих» и «чужих». Разделение населения страны давно используется политтехнологами в позиционировании партий, создает противоречия внутри страны и может представлять угрозу суверенитету », - отмечают аналитики.

Президентские выборы 2004 года стали плацдармом для таких месседжей. В частности, штаб Виктора Януковича запустил кампанию о «трех сортах», на которые украинцев якобы делят Виктор Ющенко и его соратники.

Рух ЧЕСНО

Команда Януковича выставляла оппонентов в резко негативном свете, прибегая к манипуляциям. В агитках «оранжевые» ассоциировались с агрессией и насилием, а Янукович был показан спасителем и защитником жителей Юга и Востока.

Рух ЧЕСНО

Примечательно, что за десять лет до оккупации Россией Донбасса и Крыма технологи уже работали над тем, чтобы продвигать в черном пиаре тезис о том, что на территории Украины возможна гражданская война.

«Последний шанс для бабушки» VS «Последние шанс для дедушки»

Довольно часто предметом черного пиара становятся гендерные стереотипы. Даже сегодня штабы кандидатов слишком часто прибегают к стереотипизации участия женщин в политике, заявляя о том, что это, якобы, «не женское дело».

Более того, иногда безо всякого черного пиара со стороны оппонентов политики могут сравнить коллегу с «корабельной сосной» или «рабочей бабой».

Фигуранткой черного пиара, построенного на гендерном подходе, неоднократно была лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, которая активно участвует в президентских выборах и имеет самый высокий рейтинг среди кандидатов женского пола.

Один из самых громких случаев применения антирекламы в отношении политика случился в марте 2006 года, накануне выборов в парламент. Тогда конкуренты прибегли к использованию довольно интимной темы женского здоровья и возраста, разместив на листовках тезис «После климакса жизнь только начинается».

А уже в 2019 году, во время президентской кампании, в Киеве появились билборды с тезисом «2019 последний шанс для бабушки».

Рух ЧЕСНО

При этом аналогичные кампании в отношении политиков-мужчин не применяются. Хотя кандидаты Петр Порошенко и Юрий Бойко не слишком отличаются по возрасту от Тимошенко, Бойко даже на несколько лет старше. Но бордов с «последним шансом для дедушки» не было.

«Это означает, что тема возраста, согласно стереотипам, которые есть в обществе, более чувствительная именно для женщин. И этот стереотип в глазах общества подобные образцы черного пиара углубляют», - объясняют аналитики.

Те политики, которые действительно хотят быть во главе народа и руководить в его интересах, никогда не позволили бы своим штабам применять такие технологии, считают в «ЧЕСНО» .

«Выборы проходят, рейтинги меняются. То, что несет угрозу для суверенитета и углубляет стереотипы, которые вредят развитию демократии, поляризует избирателей на годы, может использовать только тот политик, который готов нарушать суверенитет нашего государства и для этого ослабляет единство народа», - резюмируют аналитики.

Читайте также: После скандала с рестораном "Велюр" Тищенко решил попиариться на медиках

Материал подготовлен ко Дню PR-специалиста, который в Украине отмечают 28 июля. Также к этой дате Рух ЧЕСНО решил открыть тематическую выставку в онлайн-музее агитации и напомнить, кто и как использовал грязные технологии на выборах и тем самым выходил за красные линии профессии.

Подробнее о том, каким украинцы видят «идеального президента», читайте в статье Георгия Почепцова «Коллективный портрет президента» для читателей ZN.UA.