UA / RU
Поддержать ZN.ua

Индивидуальные судебные обжалования негативно влияют на очищение власти в Украине – ЛЗИ

К примеру, национальные суды более чем в 90% случаев отменяют приказы об увольнении в рамках люстрации.

Когда в 2014 году новые власти развернули масштабные реформы, у всех были большие надежды: проведем люстрацию, перезапустим правоохранительную систему, преодолеем коррупцию и начнем полноценный путь в ЕС. Но Опыт показывает, что волна судебных обжалований как реакция на определенные изменения возникает в том случае, когда эти изменения оказывают существенное влияние на объем прав граждан. Обращаясь в суды, "пострадавшие" пытаются восстановить свое прежнее положение, ссылаясь на неправомерность нововведений. Удается им это? Все зависит от уровня организации и внедрения изменений, подготовленных властью. Детальнее об этом читайте в материале Лаборатории законодательных инициатив для ZN.UA "Как суды влияют на кадровую очистку во власти?".

В материале отмечают, что процесс люстрации, запущенного в 2014 году, целью очистить управленческие органы от лиц, причастных к узурпации власти экспрезидентом Виктором Януковичем В настоящее время охватывает почти 500 тысяч чиновников.

"Однако значительное количество чиновников считает процедуру очищения власти противоправной, а принятые уполномоченными органами решения — незаконными. Это провоцирует волну обращений люстрированных чиновников в суд", – говорят в ЛЗИ.

Ситуация, напоминают в статье, обострилась из-за решения Европейского суда по правам человека по делу "Полях и другие против Украины", которым процедура люстрации в Украине была признана нарушающей права человека.

Читайте также: Для вступления в НАТО США ожидают от Украины демократических реформ и реформ безопасности

"Показательно, что после вступления в законную силу этого решения национальные суды в более чем 90% случаев отменяют приказы об увольнении. В конце концов, по данным Министерства юстиции, с октября 2014-го по июнь 2023 года из Реестра люстрированных лиц по решению суда были изъяты сведения о 46 чиновников — их возобновили в должностях", — добавляют в Лаборатории законодательных инициатив.

Следовательно, запущенный в Украине процесс очищения власти не выдержал судебного обжалования. И этот случай стал лишь одним из первых в целом ряде подобных кейсов.

Аналогичная ситуация, по словам аналитиков, наблюдалась и в реформе полиции, ведь эта процедура была одним из знаковых событий в процессе реформирования системы правоохранительных органов, поскольку имела целью провести отбор добропорядочных работников милиции, которые изъявили желание и в дальнейшем служить во вновь Национальной полиции. Но после оглашения неудовлетворительных результатов прохождения аттестации около 3300 полицейских не были с ними согласны и обратились с исками в административные суды.

"В результате на основании решений судов значительный процент полицейских-истцов возобновился на должностях, ведь во время рассмотрения дел суды обнаружили слабые места процедуры аттестации. В частности, по данным Национальной полиции Украины, по состоянию на 1 июля 2023 насчитывается 3931 полицейский, кому удалось вернуться на должности на основании судебных решений. Такая позиция судов опять-таки поставила под вопрос успешность введенных изменений", – сообщили в ЛЗИ.

В материале также констатировали, что негативный опыт дизайна и реализации аттестации полицейских не был должным образом проанализирован на высшем государственном уровне. Как следствие, предыдущие недостатки напомнили о себе четыре года спустя, когда нужно было проводить аттестацию прокуроров Генеральной прокуратуры.

Так, из 1083 прокуроров Генеральной прокуратуры, подавших заявления о намерении пройти аттестацию, успешно ее прошли только 643 человека (59%). Те прокуроры, которым не удалось попасть в этот список, решили обжаловать аттестацию в судебном порядке.

В целом, по подсчету Лаборатории законодательных инициатив на основании собственного анализа сведений из Реестра судебных решений, в административные суды было подано более 400 исковых заявлений. Поэтому в результате судебного пересмотра было принято около 140 решений в пользу экспрокуроров Генеральной прокуратуры.

Читайте также: Эффект плацебо. Что не так с судебной реформой

"После событий Революции Достоинства 2013-2014 годов особенно остро встал вопрос привлечения к ответственности судей, которые активно участвовали в подавлении общественных протестов против режима Виктора Януковича", - говорится в статье.

Согласно информации от Высшего совета правосудия по итогам этих проверок было составлено 41 заключение о наличии признаков нарушения присяги в действиях 46 судей. На основании этих выводов Высший совет юстиции принял 25 решений по внесению представления президенту и парламенту об освобождении от должностей 29 "судей Майдана".

Однако по результатам судебного разбирательства некоторым судьям все же удалось добиться отмены этих решений. Поэтому на июль 2023 года в отношении шести судей суды приняли окончательные решения об отмене их освобождения от должностей. Это составляет более 20% от общего количества судей, фигурирующих в представлениях об увольнении.

Читайте также: Кандидат на пост главы ВС пообещал судьям бесплатные квартиры — глава ЛЗИ

Напомним, среди украинцев, 79% знают, по крайней мере, об одной реформе, которую Украина должна осуществить по пути к полноценному членству в ЕС, после получения кандидатства на вступление. Об этом свидетельствует опрос, проведенный InMind по заказу международной организации Internews, реализующей "Медийную программу в Украине" при финансовой поддержке USAID.