UA / RU
Поддержать ZN.ua

Игра в имитацию. Почему фамилии новых министров ничего не значат

Автор: Инна Ведерникова

Вместо создания коалиционного правительства народного доверия, состоящего из профессионалов, — эта обсуждаемая в обществе и политикуме идея с подачи ZN.UA сильно раздражала Владимира Зеленского, — парламент сегодня технически доукомплектовал Кабмин личной преданности президенту. И его ближайшему окружению, соответственно.

На самом деле, когда Владимир Зеленский на всю страну заявил о 5–6 менеджерах, на которых он опирается в управлении страной, президент был предельно искренен. Глава офиса президента Андрей Ермак, старший советник главы ОПУ Дарья Заривна, братья Виталий и Владислав Власюки, а также эйчар Банковой Роза Тапанова — люди, которые сегодня определяют политику и стратегию воюющего государства. Конечно, стоило бы в этот список «шестым» включить товарища Татарова, который в качестве дорогой крестной исполняет все желания вышестоящего начальства. Но дело в том, что Татарова в любой момент можно заменить на любого другого. И он будет делать то же самое: выполнять задачи, но не формулировать их. На этом список людей, влияющих на принятие решений в стране, заканчивается. Кто бы и какие бы рейтинги влияния ТОП-100 ни сочинял. Потому что дальше начинается перечень статистов, интендантов и поставщиков ко двору. Даже если официально они называются министрами. То есть всех тех, кто может узнать о своем увольнении из указа президента. Или из телевизора.

Как, к примеру, произошло с некогда очень симпатичным президенту замглавы офиса Кириллом Тимошенко. На последнем совещании перед его увольнением президент и Тимошенко «перемигивались так, будто сидят на последней парте на уроке труда». А на следующий день появился указ об увольнении. Для президента, кроме своих 5–6 менеджеров, никто ничего не значит. В том числе и тот, кто приносит мед, если утратил навык подчищать за собой пыльцу. На первом месте эмоция. Личное отношение. Зеленский, как и его предшественники, спутал государство со своей кухней. Чужих на чай не зовет. А надоевших — выставляет за двери.

Так что бурно обсуждаемая в социальных сетях кадровая история в своем большинстве ни о чем. Люди Банковой как не придавали большого значения конституционной системе государственного управления, так на этих позициях и остались. Как считали, что все можно решать за счет конъюнктуры, обаяния и ручного управления правоохранительным блоком, так и считают. Все полезное, что случайно рождается внутри исполнительной власти, как, к примеру, начавшиеся разработки и производство дронов (на третий год войны!), происходит несистемно, без стыковки между собой, как должно было бы быть в нормальной системе управления. Все, как у наших фортификационных сооружений. Безусловно, нельзя сказать, что власть только занимается коррупцией и расписывает доли. Ряд задач, безусловно, выполняется, благодаря ценностным людям, которых еще случайным образом не вымыло из государственного аппарата. Где функции дублируются, свои берут на работу своих, инициатива не приветствуется, лояльность возведена в высшую степень пригодности к госслужбе, и такой отрицательный отбор мультиплицируется по всей вертикали.

Справедливости ради скажем, что система госуправления начала погибать, конечно же, не при Зеленском, а с момента назначения Юрия Луценко на Министерство внутренних дел и Давида Жвании на МЧС. Когда профессионализм высших государственных чиновников перестал иметь какое-либо значение. В то время как по Конституции именно министр определяет политику и стратегию министерства. Уровень профессионализма от президента к президенту мельчал, а уровень лояльности пропорционально поднимался. А теперь просто зашкалил. «Свои люди» при президенте Порошенко ничем не отличались от «своих» при Зеленском. Все законы после Революции Достоинства, касающиеся системы госуправления и госслужбы, принимались исключительно под давлением Евросоюза. Партнеры ценили жизни погибших на Институтской, точно зная, что государство нужно строить каждый день, а не только когда «терпець урвався», Украина — нет. Поэтому тогда главным было принять правильные законы, чтобы потом — когда появится политическая воля — система заработала. Однако новый президент Зеленский не то что не открыл окно возможностей для реальной профессионализации системы госуправления— хотя лихо обещал все изменить в этой стране к лучшему! — а  наглухо замуровал его умелыми руками главы своего офиса. И вы ведь не думаете, что это облегчит переговорный процесс о вступлении в ЕС, правда?

Сегодня отправляют в отставку не потому, что не справился, а потому, что раздражает своей самостоятельностью. Вице-премьера Кубракова отставили не потому, что тот завалил региональную политику и протаскивал коррупционную градостроительную реформу по просьбе самой Банковой, а потому что имел свой трек с Западом. (Как Кубраков сейчас использует эти возможности, влияя на политику доноров по отношению к общественным организациям и экспертам сферы, тема отдельного разговора.) По причине успешного взаимодействия с международными партнерами отправлен в отставку и глава «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий, который еще и денег поднакопил для государства. Но их, конечно, будут осваивать совсем другие свои люди. Самостоятельные отношения с Западом, даже если они рабочие, недопустимы отдельно от Банковой. Все действия под жестким надзором и с хождением с руками за спиной по кругу, определенному Банковой. Никаких контактов с волей без разрешения. Поэтому близость к Западу — всегда отягощающее обстоятельство в карьерных вопросах. А вот если Запад тебя не любит, как Татарова, Галущенко или Шурму, то эти люди, наоборот, вырастают в глазах Зеленского. То есть отрицательное отношение наших партнеров к конкретным персоналиям — это плюс. Правда, до поры до времени, пока, к примеру, тот же новоотставленный зам главы ОПУ Ростислав Шурма не заигрался в игры со Злочевским по «Сахалинке» и не разозлил президента. (Здесь стоит уточнить, что, помимо этого, Шурма, с одной стороны, просто оказался лишним ртом. После того как выстроил систему отношений офиса с нужными организациями и людьми. Теперь с «Укрнафтой» у Банковой все в порядке, с Ахметовым все в порядке, с «Укрэнерго» эффективно разбираются, с Галущенко и раньше через Татарова было все хорошо, но Шурма усовершенствовал союз. А с другой стороны, на фоне постоянного желания партеров ввести санкции против Татарова и Шурмы последним технологично пожертвовали, как уже отработанным материалом.)

«Шестой» и «первый» менеджеры президента. Заместитель главы ОПУ Олег Татаров и глава ОПУ Андрей Ермак
Getty Images

Поэтому неудивительно, что глава государства не обращает никакого внимания на атомные игры главы Минэнерго Германа Галущенко, который вырос под крылом экс-главы «Энергоатама», а ныне кандидата в Госдуму России Андрея Деркача. А ведь это вопрос государственной безопасности. Как, впрочем, и продолжение деятельности друга советника главы ОПУ Юрия Голика — министра финансов Сергея Марченко. Вот тут как раз все прекрасно стыкуется и синхронизируется. Включая скандал со сливами из НАБУ на Банковую. И настойчивые попытки Банковой доесть НАБУ изнутри, вернув туда уволенного Гизо Углаву. По ходу хороня НАПК. По сути, мы являемся свидетелями публичного падения главы Нацагентства Виктора Павлущика, которого Банковая виртуозно провела через конкурс с международными экспертами, а теперь пользует, принуждая обслуживать интересы «изобличителя» Углавы.

Итак, абсолютно очевидно, что после сегодняшнего голосования в парламенте «5–6» менеджеров президента продолжат руководить страной от его имени, попирая не только Конституцию, закрепляющую баланс ветвей власти в государстве, но и здравый смысл. Потому что разбалансированная система государственного управления во время войны — вызов не меньший, чем российская агрессия. В результате мы отбиваемся от авторитарной машины Путина не кулаком, а широко расставленными и местами уже поломанными пальцами пятерни, за которые цинично дергают люди президента. Но украинский народ их не выбирал и не наделял подобной ответственностью.

В то время как Конституция говорит о прямой политической ответственности членов Кабмина, назначенных парламентом и подотчетных ему. Даже если фамилии новых министров ничего не значат для главы государства и его окружения, как раз сейчас они становятся критично значимыми для самих министров. Им предстоит сделать свой главный ценностный выбор. Именно этот выбор войдет как в личную историю этих топ-чиновников, так и в историю воюющей Украины. Кто-то сейчас меня поправит, сказав, да, они уже сделали свой выбор, согласившись идти в команду на заранее обговоренных условиях. Мол, они прошли собеседование. Их могли не проверить на предмет родственников в России, но точно проверили на предмет лояльности, отсутствия амбиций и лишней инициативы. Однако всегда наступает момент, когда ты ставишь свою первую подпись и принимаешь окончательное решение, кому ты служишь: государству или монарху. Дальше — зона невозврата. И здесь еще можно использовать последний шанс войти, а не вляпаться в историю.

Поэтому сделаем несколько акцентов на осуществленных и не осуществленных парламентом ротациях, а также на задачах, которые предстоит решать новым министрам. Под «руководством» старого главы правительства, на смену которого Банковая так и не пошла.

Премьер по ноге

Больше года шли разговоры об отставке премьер-министра Дениса Шмыгаля, включительно с юридическими доводами, что для этой процедуры необходимо менять закон: отставка премьера автоматически ведет к отставке правительства, что запрещено во время действия военного положения. На фоне разговоров о сборе голосов под эту опцию (а сегодняшние голосования еще раз подтвердили, что у Зеленского не моно-, а мини-большинство в Раде) источники упражнялись в инсайдах фамилии будущего премьера.

Основными конкурентками были ныне действующий посол Украины в Штатах Оксана Маркарова, а также  первый вице-премьер — министр экономики Юлия Свириденко. В первом случае речь идет о поддержке кандидатуры Западом, а также об условиях, которые в очередной раз выдвинула Маркарова. 19–21 августа в Киеве прошло собрание послов и состоялся разговор о возможном премьерстве. Как утверждают источники, Маркарова не могла напрямую отказать президенту, поэтому поставила вопрос о своей команде. Ее интересовал весь экономический блок — от Минфина и налоговой до таможни. Понятно, что никто ей такой кусок никогда бы не отдал. На том и порешили.

Юлия Свириденко — дисциплинированный исполнитель поручений Андрея Ермака. Раскроем небольшую тайну кухни, где первую вице называют «стюардессой». И все потому, что главе ОПУ личный самолет не полагается, а первому вице-премьеру полагается. Поэтому Юлия Свириденко — номинальная глава делегации, а ее самолет — всегда в распоряжении Ермака. И в этом тандеме оказалась основная загвоздка для главы фракции «Слуга народа» Давида Арахамии. Он хоть и не входит в почетный узкий круг менеджеров президента, однако голоса в зале собирать умеет. Если захочет. И собрал после того, как получил гарантии, что Шмыгаля не тронут. Однако тут еще и сложились пазлы.

Ничего не изменилось. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия и премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

Шмыгаль за время долгих сборов чемодана в отставку стал как-то очень впору Банковой. Как удобны старые тапки, которые идеально легли по ноге. Да, премьеру есть что подбирать, помимо тех мейнстримных направлений, которые контролирует Банковая. В его руках вся исполнительная власть — он себя не обидит. И офис об этом прекрасно знает. Некоторых это раздражает, но не критично. Так что Арахамии было с чем и на чем играть. Тогда как премьер-министр, в вотчине которого происходят глобальные перестановки, не проронил публично ни слова — ни оценок работы министров, ни причин увольнения, ничего… как будто его вообще нет. В результате номинальная голова управляемой Банковой конструкции осталась на месте. А программа правительства, которую за четыре года (!) парламент так и не принял, продолжит писаться там же, где умеют круто играть на рояле.

Свежеоставленные кресла

Самой неожиданной и в то же время прогнозируемой стала отставка министра иностранных дел Дмитрия Кулебы. Можно, конечно, предположить, что власти технически лучше не иметь в одном правительстве двух Кулеб. Чтобы не путаться. Но дело, конечно же, в эмоциях. На этот раз, правда, не президента, а главы ОПУ Андрея Ермака. Понятно, что Ермак давно победил Кулебу, полностью аннулировав влияние МИДа на формирование международной политики государства. Кулеба иногда предпринимал мягкие попытки сопротивления, но они очень быстро купировались главой ОПУ. Однако затереть харизму Кулебы, склонному к блестящему самопиару, который, кстати, очень нравился президенту, Ермаку не удалось. Поэтому в какой-то момент он правильно зашел к президенту после Кулебы, и Кулеба пошел в сад. Хоть и со второй попытки. «Вчера «опэзэжешники» вышли покурить и голосов не хватало, поэтому голосование за отставку перенесли на сегодня», — уточняет один из наших собеседников.

По поводу мнения о том, что отставка Кулебы стала результатом того, что он не добился разрешения на применение дальнобойного оружия. Так дело в том, что это задача президента. Безусловно, президент может привлекать всех остальных, что он публично и делал. Но это прежде всего Зеленский не справился с этой задачей. Хотя это и не его вина, а партнеров. Но кому интересно вести честный диалог с обществом, если можно просто переложить ответственность на плечи того, кому пришло время перестать путаться под ногами на кухне.

Министр иностранных дел Андрей Сибига
milena.by

Что касается назначения нового главы МИД Андрея Сибиги, то так как министерство давно низведено до второстепенных членов предложения, туда, понятно, никогда не поставили бы никого, кто сможет нарушить сложившийся при Ермаке и Зеленском баланс. Сибига — универсальный солдат Банковой. Он еще в апреле был предусмотрительно перемещен из ОПУ в кресло первого зама министра. Он профессионален, более того, в отличие от полностью прозападного дипломата Кулебы, будет безропотно раскладывать яйца в те корзины, на которые укажут Ермак и Зеленский. А их сегодня интересует направление стран БРИКС, Китая, Индии, Турции, Саудовской Аравии и прочих. При этом Сибига будет всегда вторым и не раздражающим. В том числе и вопросами о том, почему должности послов раздаются Банковой либо в качестве награды за верность после отставки с основной работы (как в случае с пани экс-генпрокурором Венедиктовой, спасшей от уголовной статьи Татарова), либо при желании расправиться с конкурентом, выведя его за пределы национального информационного поля (наш привет генералу Валерию Залужному). Правда, у нового министра есть возможность поработать на страну и дать ректору Киевского национального университета имени Тараса Шевченко дельный финансовый совет: ликвидировать Институт международных отношений. Свои люди в Украине — это профессия, а дипломат — нет.

Уход уже экс-министра юстиции Дениса Малюськи прошел под овации парламента и положительные отзывы о его деятельности в том числе от профильных общественных организаций. Малюська давно мечтал об отдыхе, как и о должности посла, кстати, в какой-нибудь приличной стране. Говорят, что так и будет. А его дело в министерстве продолжит экс-вице-премьер по вопросам европейской интеграции, а ныне министр юстиции Ольга Стефанишина. Ей вряд ли удастся переплюнуть кретивность Малюськи, а вот сделать шаг в организации работы министерства под обеспечение успеха переговоров с ЕС придется. По мнению экспертов, «важно, чтобы новая руководительница Минюста и весь аппарат министерства были сосредоточены исключительно на функциях формирования политики, в частности и адаптации законодательства и евроинтеграции». Однако для этого необходимо лишить Минюст административных полномочий, то есть функций текущего администрирования. Речь о реальной передаче этих полномочий громадам, на что не пошел в противовес децентрализации Малюська. Власть и бюджет имеют значение.

Министр юстиции Ольга Стефанишина

На работу советником президента по вопросам вооружения и инфраструктуры перешел Александр Камышин. А кресло министра по вопросам развития стратегических отраслей промышленности занял глава Укроборонпрома Герман Сметанин. О нем отзываются как о хорошем организаторе, который  работал на не слишком успешных предприятиях ОПК. Именно его отправили в Укроборонпром с прицелом на реформу концерна. Назначение согласовывал сам Камышин. Мы не знаем, хватит ли новому министру организаторских способностей на целое министерство, но возьмемся предположить, что, возможно, в результате его деятельности в министерстве станет больше порядка и системности и уж точно меньше пиара.

Министр по вопросам развития стратегических отраслей промышленности Герман Сметанин
Укроборонпром

Новый министр экологии Светлана Гринчук на государственной службе с 2016 года. Росла, росла и выросла. Поскольку Гринчук всегда занималась вопросами изменений климата и экологией, она имеет тесные связи с международными организациями, а также опыт работы в реализации проектов. Международные партнеры ее очень хорошо знают. Но! В качестве зама министра энергетики Германа Галущенко она возглавляла офис реформ, и это точно не украшает ее резюме, потому что никаких реформ в Минэнерго за прошлый год мы не увидели. Увидели произвол, концентрацию власти и злоупотребления на всех уровнях. Есть больший риск того, что мы получили витрину для западных партнеров, в то время как подсобкой будут распоряжаться другие люди.

Министр экологии Светлана Гринчук
Минэнерго Украины

А вот Минреинтеграции, которое до вчерашнего дня возглавляла Ирина Верещук, осталось без министра и имеет перспективу влиться в Минрегион.

Ликвидация И.О.

Пять министерств в правительстве возглавляли никому не известные временно исполняющие обязанности министра чиновники. Некоторые годами. Как в Минкульте. Но в этом списке — два самых чувствительных министерства, из-за которых у Банковой долго не складывалась общая кадровая шахматка.

Во-первых, оголенное уже четыре месяца Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры (сокращенно Минвосстановления). Отставка вице-премьера Кубракова прошла на фоне заявления парламентского комитета и постановления Рады о провале Кубракова в направлении региональной политики и необходимости разделить министерство, вернув старую конфигурацию — Минрегион и Мининфраструктуры. Какое-то время основным претендентом на один из портфелей был экс-глава Минрегиона, а ныне глава НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Чернышов. Однако у него было обязательное условие: приставка «вице». Сделка почти состоялась, но игру поломало журналистское расследование, где фигурировала фамилия Чернышова в рамках уголовного дела НАБУ. Информация об обысках у претендента на такую ресурсную должность, а также его встреча с директором НАБУ, на факте которой настаивали журналисты, практически поставили крест и на приставке «вице», и на самом возвращении Чернышова в статус министра. 

Поэтому министром развития громад, территорий и инфраструктуры стал теперь уже экс-заместитель главы ОПУ по вопросам региональной политики Алексей Кулеба. Его назначение выглядит одним из самых логичных в этой кадровой истории. Он в теме и в курсе. И в доле? Однако пазлы долго складывали в связи с многозадачностью министерства и провисанием Министерства реинтеграции — по управленческой логике оно про развитие территорий, а значит должно быть частью Минрегиона.

Министр развития громад, территорий и инфраструктуры Алексей Кулеба
Алексей Кулеба / Telegram

«Что касается развития событий с министерством, это первый шаг, — отвечает в своем посте на слетевший с языка вопрос глава профильного подкомитета ВРУ Виталий Безгин. — Вторым шагом станет взаимная интеграция Министерства регионального развития и Министерства реинтеграции. А часть нынешнего Министерства восстановления, ответственная за инфраструктуру, вскоре получит своего министра и будет отделена». 

Однако у меня еще вопрос: а кому достанется строительство? Если продолжать следовать заявленной логике, то оно должно отойти Мининфраструктуры. Тогда Минрегион станет министерством, которое формирует региональную политику. А Мининфраструктуры и строительства — его руками, которое реализует государственную региональную политику через инфраструктурные и строительные проекты. Посмотрим. Как, впрочем, и на то, как в случае окончательной фиксации строительной сферы в Минрегионе Алексей Кулеба справится с маркерным кейсом 5655, продвижением которого с молчаливого согласия Банковой продолжает заниматься глава СН Елена Шуляк. До настоящего момента он демонстративно дистанцировался от каких-либо публичных скандалов, не обозначая свою позицию. В кресле министра так не работает.

Во-вторых, шла нешуточная борьба за Минагро. Долгое время основным кандидатом оставался ставленник крупного аграрного бизнеса первый заместитель министра Тарас Высоцкий. И.о. справлялся с земельной и не только стратегией, заложенной ныне фигурантом НАБУ экс-министром Николаем Сольским. Который по версии детективов еще в 2017–18 гг. завладел землей на сотни миллионов, провернув махинации с Госкадастром. Однако и Сольский, и Высоцкий четко следовали в фарватере, проложенном государству большим бизнесом, превращая нашу аграрную экономику в аргентинский или бразильский вариант. По пути уничтожая сельские громады, которых в Украине большинство. И развитие которых зависит от того, будет ли на селе возможность развиваться мелкому фермерскому бизнесу, а значит рабочим местам.                                     

Однако министром стал Виталий Коваль — человек, который работал в аграрном бизнесе Коломойского, а потом в его же строительном. Нового министра хорошо знает Тимур Миндич — ныне один из консультантов Ермака по земельной теме. И лоббировал назначение Коваля именно Миндич. То есть это уже не человек Коломойского, а министр, который будет делать то, что нужно для тех, кому он обязан своим назначением. Технично Коваль пересел в кресло министра, покинув кабинет главы Фонда госимущества, где никак себя не зарекомендовал. Даже по очень скромным стандартам предыдущих руководителей Фонда. Вряд ли в Минагро будет иначе. Но ведь мы не про качество, мы — про своих. При этом недовольными остались братья Павлюки, они долгое время блокировали назначение Коваля, с которым у них затяжной конфликт. 

Министр аграрной политики Виталий Коваль

Министерство культуры наконец-то обрело главу. Насколько она ему по размеру — посмотрим. Однако основной задачей для карьерного дипломата Николая Точицкого, который перешел на работу в Министерство культуры и информационной политики из кресла зама главы ОПУ, глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия назвал борьбу с дезинформацией. Точицкий — один из умнейших украинских дипломатов. Но судя по тому, что за все годы войны он не вызвал по отношению к себе раздражения ни у Ермака, ни у Зеленского, то в пакете с гибким умом у него присутствует и гибкий позвоночник. Поэтому очень важно, чтобы в голове у министра профессионально далекого от культуры и сферы информации не возникло никакой путаницы, и министерство, возглавляемое дипломатом, не начало бороться с информацией, неудобной президенту.

Министр культуры и информации Николай Точицкий

Министерство по делам ветеранов возглавила экс-заместитель министра обороны Наталья Калмыкова. Знающие ее по совместной работе люди характеризуют нового министра так: «Сказала — сделала. Вижу цель — не вижу препятствий. Это очень удачное назначение для Минвета и потеря для Минобороны». Калмыкова успешно закончила программу Fulbright Research and Development в Университете штата Нью-Йорк в Буффало. Занималась исследованием «Female leadership in the military», сотрудничеством с ветеранскими организациями, органами власти США, Сиракузским университетом, Институтом ветеранов и военных семей. Так что в теме. Жаль только, что в дебрях Министерства обороны, где важные документы бродят месяцами, а то и годами, с уходом Калмыковой зарастет одна из немногих тропинок бюрократической внятности.

Министр по делам ветеранов Наталья Калмыкова
Украинский кризисный медиа-центр

Министерство молодежи и спорта возглавил Матвей Бедный, который работал в министерстве на разных должностях с 2020 года. Его тесть — политик от «Партии регионов» Григорий Дашутин. Летом 2022 года ГБР задержало Дашутина, после того как стало известно, что его компания с 2014-го года обеспечивала продукцией военно-промышленный комплекс РФ и продолжила поставки после полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года. «Нести ответственность за его действия я не собираюсь, — заявил тогда новоназначенный министр. — Считаю, что каждый должен отвечать за свои поступки, особенно в такое время, когда, как я уже говорил, цена такого поступка очень высока. Поэтому пусть идет следствие. Если окажется, что он действительно совершил преступление, он должен за это отвечать, как и каждый из нас».

Министр молодежи и спорта Матвей Бедный
Матвей Бедный / Facebook

…Очевидно, что власть отказалась от имитации еще и формы и не пошла на глобальное переформатирование Кабмина, сокращение количества министерств, их функционала et cetera, что неоднократно анонсировала. И это уже хорошо. Однако следует понимать, что качественно изменить сложившуюся в системе государственного управления ситуацию, в том числе и в армии, нельзя. Пока задачи и решения принимаются именно этими людьми, которые имеют именно такое видение управления государством и именно такой вкус к подбору кадров. Безусловно, случайно на посты министров могли попасть люди, которые, опять-таки случайно, станут эффективнее своих предшественников. Как случайно когда-то попал Федоров. Или Кубраков, пока не возглавил министерство-монстр и ни качественно, ни количественно не потянул его масштаб. Потому что речь о системном подходе и осознанном выборе не идет. Возможно, сейчас случайно выстрелит Калмыкова. Скорее всего наведет порядок в сфере Кулеба. Если справится с поставленными перед ним еще и ценностными выборами. 

Выбрать новую власть и сформировать новый профессиональный кабмин мы сейчас не можем, — война. Но мы пока держимся. Вопрос —на чем и как собираемся победить Россию? Честно? Не знаю… Возможно, свою роль играет горизонталь и самоорганизация в громадах, в армии, в обществе, на которой и стоит институционально украинское государство. И в этом феномен живучести Украины. А значит перед каждым из нас прямо сейчас стоит ценностный выбор. Вклад каждого имеет значение. И фамилия каждого имеет значение. Какое бы место ты ни занимал. Тем более, если это кресло министра. 

Я бы очень хотела ошибиться в своих оценках и прогнозах. И обрадуюсь, если это случится. Ведь достаточно двух совестливых и профессиональных людей в правительстве для того, чтобы остановить очень глупые либо незаконные и убыточные для страны шаги.