UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гройсман назвал "фейком" особый статус Донбасса в переписанной Конституции

Спикер посоветовал внимательнее прочитать проект изменений, чтобы в этом убедиться.

Председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман считает "фейком" заявления критиков изменений в Конституцию в части децентрализации относительно наличия в них особого статуса Донбасса.

"Так вот - никакого особого статуса там нет! Кто не верит – пусть еще раз вычитает проект изменений в Конституцию и сам убедится. В переходных положениях есть только ссылка на Закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", - пишет Гройсман в статье для ZN.UA.

Спикер объясняет, что "особенности местного самоуправления и особый статус далеко не одно и то же".

"Полномочия местного самоуправления определяются Конституцией, а особый статус касается особенностей осуществления государственных функций и наделение территории частично государственными признаками. Другими словами, особенности местного самоуправления никоим образом не касаются унитарности украинского государства, а особый статус это автономизация и шаг к федерализации", - пояснил Гройсман.

Читайте также: Порошенко отрицает "особый статус" Донбасса в Конституции и настаивает на унитарности Украины

По его словам, привязка реформы децентрализации к вопросу Донбасса была "одной из ловушек, которые нам расставили".

"Сегодня мы почти избежали этой ловушки. В результате значительных дипломатических усилий мы добились того, что заложенная в изменениях в Конституцию (переходные положения) формула относительно особенностей местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей признана международным сообществом как шаг Украины к выполнению Минских договоренностей (что, кстати, не привело в восторг Россию). Мы нашли свой гибридный ответ на их гибридную войну!" - написал Гройсман.

Теперь, убежден он, у международных партнеров Украины есть дополнительный аргумент давления на Россию с целью заставить ее прекратить агрессию.

"А тем временем у нас есть возможность провести реформу, провести реформу децентрализации, которая нужна миллионам украинцев, а не только и не столько Донбассу", - отметил Гройсман.

Подробнее читайте в статье Владимира Гройсмана Новая Конституция – единственный предохранитель от диктатуры на ZN.UA.

Ранее в своей статье Запятая, точка, точка. О скрытых особенностях конституционного процессав "Зеркале недели" Сергей Рахманин объяснил спешку власти с реформой децентрализации тем, что на самом деле Запад просто потребовал от Киева выполнить взятые на себя обязательства в рамках Минских соглашений. Ведь единственный пункт подписанного 12 февраля Второго минского соглашения, где присутствуют жесткие временные привязки, - 11-й: "Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусеотдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года".

Как утверждает автор, один из отечественных дипломатов, анализируя поведение членов российской делегации, предположил, что это был единственный пункт соглашений, который Москву на переговорах действительно интересовал.

Кроме того, Киев не свободен в формулировании ключевых положений закона, регулирующего самоуправление на неконтролируемых территориях. Зато Минские соглашения содержат четкое предписание, что там должно быть. Данные требования сформулированы в примечании к пункту 11. Которое вынуждает украинскую власть к следующему:

"- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- право на языковое самоопределение;

- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены".

"Особый статус - понятие не лингвистическое, а юридическое. Оно отличается смыслом, а не названием. Особый статус - правовое положение, отличающее одного субъекта от другого. Буковина или Подолье не могут назначать собственных судей, прокуратуру, "народную милицию", а "отдельные районы Донецкой и Луганской областей" - смогут. Это и есть особый статус, как его не именуй. ...> А назвали этот особый статус "особенностями самоуправления", чтобы не смущать общественность вызывающей формулировкой", - пишет Рахманин.