UA / RU
Поддержать ZN.ua

Глава профсоюза заявляет о несправедливом отборе полицейских в Украине

Уволенным из-за непрофессиональной работы комиссий, занимающихся отбором, советуют обращаться в суд.

Ситуация, которая сложилась в среде правоохранителей, критическая, и требует честного открытого диалога, а не "замыливания проблемы красивыми картинками и пафосом", заявил ZN.UA председатель Профсоюза аттестованных работников органов внутренних дел Украины Александр Козленко, отметив, что по этому вопросу было написано открытое письмо президенту Украины, председателю парламента и уполномоченному ВР по правам человека.

"Министру также лично было вручено обращение. Ответа нет. Но ведь речь идет о ключевых для государственного института вещах", - отмечает Козленко.

Читайте также: Аваков прокомментировал перспективы Грицака возглавить МВД

"Во-первых, подготовка ко вступлению в силу закона о полиции, на которую у министерства было три месяца, провалена, - убежден Козленко. - Начальник полиции назначен 4 ноября - за три дня до вступления закона в силу. За это время прошли сумбурные переаттестации личного состава, в результате которых, по словам министра, было уволено 47 тысяч правоохранителей. Надо полагать, недостойных милиционеров, раз отсев шел с привлечением службы внутренней безопасности. К сожалению, в силу причин, известных только министру, на тот момент общественность и эксперты не были привлечены к процессу переаттестации. Но все прошедшие ее правоохранители были автоматически зачислены в ряды полицейских. И это ключевое: все правоохранители, вышедшие 13 декабря на митинг под стены МВД, - аттестованные работники новой полиции, а не "старые менты, выступившие против реформы". С понедельника все они снова пошли на работу. И сегодня получают оружие. Охраняют общественный порядок. Задерживают преступников".

Читайте также: Как сохранить доверие к новой полиции

"Во-вторых, закон о полиции предусматривает аттестацию полицейских только в трех случаях, - продолжает Козленко. - При переводе на высшую должность, при понижении, а также в силу совершенного дисциплинарного проступка. Точка. Однако заявленное министром предстоящее сокращение еще 100 тыс. правоохранителей в результате переаттестации не предусматривает ни повышений, ни понижений. Только увольнение. Значит, все эти люди за полтора месяца пребывания в полиции совершили какой-то проступок? Или есть какой-то план сокращения, чтобы высвободить часть средств фонда оплаты труда и за счет уволенных поднять зарплату оставшимся?".

"В-третьих, несбалансированный состав комиссий в пользу представителей общественных организаций исключил профессиональный фактор отбора. А также соблюдение закона, - уточняет глава профсоюза. - Следователь - кандидат юридических наук, в декрете - уволена. Следователь с проблемами щитовидной железы, принимающая гормоны, уволена на входе в кабинет - "слишком тучная". "Назовите фамилии погибших Небесной сотни. Не подходите". "Встаньте на колени, извинитесь перед погибшими. Не подходите"…".

"В-четвертых, закон о полиции стал правопреемником закона о милиции только после того, как правоохранители на митинге поставили об этом вопрос. ВР, перед тем отклонившая все предложения профильного комитета на этот счет, 23 декабря таки проголосовала соответствующие законы. Социальные льготы за правоохранителями и их семьями сохранены. Упущен, однако, еще один ключевой момент. Выбрасывание десятков тысяч полицейских на улицу без предложения им каких-либо программ переквалификации - вряд ли можно назвать государственным подходом", - заключил Александр Козленко.

По словам автора статьи, пережив Врадеевку, Майдан и все 23 года украинской независимости, когда в "верхнем ящике стола каждого n-го следователя лежало орудие для пыток", можно по-разному относиться к стражам порядка.

"Но не до такой же степени! Передо мной лежат списки четырех из семи аттестационных комиссий Киева. (Подход уловить несложно). А также утвержденная приказом министра инструкция о порядке проведения аттестации полицейских. Где в состав, к примеру, территориальных аттестационных комиссий, помимо главы и секретаря, определенных начальником территориального органа по согласованию с главой полиции, могут входить руководители кадровых подразделений, департамента внутренней безопасности, работники аппарата Национальной полиции, а также по согласованию - работники МВД, народные депутаты, представители правозащитных и общественных организаций. То есть найти баланс профессионального и общественного фактора, при желании, было несложно", - заявляет Ведерникова.

"Но это при желании делать реформу, а не прикрываться некомпетентностью общественности. Из восьми членов каждой из этих комиссий трое - представители патрульной полиции, прошедшие, как известно, трехмесячные (!) подготовительные курсы. А где, позвольте спросить, упомянутые министром специалисты МВД, прошедшие многолетнюю школу? Остальные пять - представители медийных, общественных и правозащитных организаций. Равнять всех под одну гребенку не имеют права. Наверняка и среди них есть серьезные и ответственные люди. Но и не вспомнить телемонолог одной из общественниц, сумевшей всего за десять минут по лицам сержанта, майора, полковника at cetera определить, что "людина якась не така", тоже не могу", - отмечает автор.

"Благими намерениями, как говорится… Что же касается дороги тех, кто получит на руки приказ об увольнении после такого рода отбора, то она у них прямая - в суд", - говорится в статье.

Ранее ZN.UA писало, что глава МВД Арсен Аваков укрепил свое влияние на вертикаль МВД, централизовав власть, а реформа МВД - однин из ключевых государственных институтов - был отдан в руки команде иностранцев.

Подробнее о реформе МВД читайте в статье "Реформа МВД. Без мундира" Инны Ведерниковой в свежем выпуске "Зеркала недели".