Экспертную среду обеспокоил документ, касающийся создания органа досудебного расследования, которому будут подследственны преступления, прямо или опосредованно наносящие ущерб публичному интересу в сфере финансов. Раньше предполагалось, что назовут его "Служба финансовых расследований" или "Национальное бюро финансовых расследований". Со временем идея изменилась, и был подготовлен законопроект о Финансовом бюро расследований (ФБР). Уже в финальной версии документа - Бюро финансовых расследований как центральный орган исполнительной власти.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Александр Леменов, главный эксперт StateWatch. В сущности, по его словам, название само по себе проблемы не представляет. Корабль можно назвать как угодно, важно - какими техническими характеристиками наделят его создатели, чтобы потом новоизбранный капитан "правоохранительного челна" смог эффективно им управлять.
"Разговоры о создании нового отдельного органа досудебного расследования, который получит часть подследственности других органов правопорядка, ведутся уже несколько лет. Однако в законопроекте, представленном народным депутатом Данилом Гетманцевым, не заложены нормы, которые ликвидировали бы подразделения Нацполиции и Службы безопасности Украины, расследующие сейчас нерелевантные для них кейсы. В конце концов, к БФР должны перейти полномочия по расследованию экономических преступлений, в частности по 25 статьям Уголовного кодекса (ст. 204, 205, 205-1, 206, 206-2, 209, 209-1, 210, 211, 212, 212-1, 218-1, 219, 220-1, 220-2, 222-1, 223-1, 223-2, 224, 229, 231, 232, 232-1, 232-2, 233 УК), а также дополнительной подследственности - 5 статей (ст. 192, 200, 216, 358, 366), и еще досудебное расследование по ст. 222 УК, если размер предмета преступления или нанесенного им ущерба в 1500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц на момент совершения преступления, - отмечает эксперт. - Законопроектом определяются основные задачи БФР и детализированы принципы международного сотрудничества, взаимодействия и обмена информацией с другими органами государственной власти, включительно с органами правопорядка (Нацполицией, ГБР, НАБУ, СБУ), право доступа к реестрам и базам данных и т.п. Гарантии деятельности БФР также предусмотрены: например, особым порядком отбора, назначения и освобождения работников, имеющих специальные звания, а также исчерпывающим перечнем оснований для прекращения их полномочий; запретом незаконного вмешательства в деятельность БФР; надлежащей оплатой труда и социальными гарантиями работников; подчиненностью должностных лиц Бюро только прямому и непосредственному руководителю; правовой защитой и обеспечением личной безопасности работников Бюро финансовых расследований, их близких родственников".
Подробнее о проблемах создания БФР читайте в статье Александра Леменова "Кто будет расследовать финансовые преступления в Украине?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".