UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт объясняет, как Россия строит стену между украинцами в оккупации и на свободной территории

Оккупант опирается на нацистский и советский опыт.

Российская технология оккупации не отличается оригинальностью и в свое время использовлалась нацистами. Оккупант играет на страхах людей, вынужденных контактировать с ним на захваченных территориях, и боящихся выглядеть «предателями» для украинцев на свободных.

Жители разных оккупированных территорий Украины проходят похожие этапы восприятия ситуации – от веры в скорое окончание оккупации и возвращение к прежней жизни до готовности принять любую стабилизацию ситуации, объясняют Александр Клюжев и Анатолий Бондарчук в статье «ОККУПИРОВАННЫЕ. Как меняются жители ВОТ и почему время имеет значение».

Чем дольше оккупант находится на украинской земле, тем больше граждан вынуждены с ним взаимодействовать, что порождает страхи, что люди на свободной территории «не поймут». РФ активно подпитывает эти страхи, убеждая людей в то, что они «запятнали себя» перед Украиной, и безальтернативности оккупации.

Военный психолог Олег Покальчук объясняет, что так же действовали нацисты во время Второй мировой войны: сначала – террор, потом так называемая операция «Ночь и туман», когда люди исчезали без суда и следствия.

«Соответственно, это опирается на алгоритмы динамики человеческого поведения, которая сначала пытается примитизироваться к своему выживанию, а затем искать возможности социализации, если новая социализация будет казаться необратимой», – объясняет эксперт.

Динамика этой новой социализации насчитывает примерно 2,5-3 года. Поэтому спустя время люди адаптируются и принимают новые правила игры, нравятся они им или нет. Уже после деоккупации они смогут иначе оценивать динамику своей жизни в оккупации, но человеческое поведение стандартно.

Покальчук напоминает, что во Франции Движение сопротивления было очень малочисленным в самом начале, и состояло из испанцев, евреев, немецких коммунистов и сбежавших советских военных. А задним числом, когда стало припекать, все побежали записываться в партизаны, в Движение сопротивления.

Таким образом, время пребывания в оккупации имеет критическое значение. Условно говоря, если бы Донбасс был деоккупирован еще в 2017 году, у Украины было бы гораздо больше шансов на социальную и политическую реинтеграцию оставшегося там населения.

Кроме нацистского опыта Россия опирается на советский тип пропаганды без абсолютного учета реальности. Это одновременно ее слабая и сильная стороны. Российская пропаганда только кажется карикатурной и оторванной от реальности, но если ее употреблять регулярно, она превращается в эффективный яд.

Осознание стандартной динамики оккупации во всей ее обыденности должно пресечь искушение переложить ответственность на жителей оккупированных территорий, что будет играть на руку России.

«Если вы там чего-то не понимаете или не знаете, то оно для вас гораздо дальше и тревожнее, и является потенциальным носителем определенной опасности. Я думаю, что это будет серьезная социальная проблема, которая сейчас, собственно, рождается. Потому что люди в тылу сознательно и подсознательно пытаются отмежевать от реалий и обстоятельств войны», - предупреждает Покальчук.

Нарочито высокой патриотичностью, которая не всегда проявляется в действиях, некоторые люди хотят обезопасить себя ментально от войны, принося в жертву тех, кто находится на оккупированных территориях, объясняет психолог.

Поэтому никогда не следует забывать о том, что люди, находятся именно в оккупации, которая неизбежно определяет их поведение. Первоочередной проблемой является сама оккупация со стороны России, а не то, как люди в ней выживают. Тем более что информацию о жизни в оккупации часто предоставляют информационные источники оккупанта, которые в этой войне имеют свои интересы.

Проект «ОККУПИРОВАННЫЕ» реализуется гражданской сетью «ОПОРА».

Читайте также: Власть должна помогать уехать людям из оккупации, а не осуждать их – ZMINA

Существует ли стандартная технология оккупации, которую Россия реализует на разных территориях Украины? Как отличить выживание от коллаборационизма? И как государству сохранить доверие жителей временно оккупированных территорий и не допустить пропасти между находившимися в оккупации и теми, кто ее избежал? Читайте в материале Александра Клюжева и Анатолия Бондарчука «ОККУПИРОВАННЫЕ. Как меняются жители ВОТ и почему время имеет значение».