В последнее время звучит много разговоров о переговорах между Украиной и РФ по окончании войны. Причем озвучивается и формула «территории в обмен на мир». Какую роль в переговорах может сыграть референдум, о необходимости проведения которого уже заявлял президент Украины, рассказал председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко в статье «О переговорах, территориях и референдумах».
По словам автора, если предметом переговоров станут украинские территории, точнее их обмен на мир, то такие переговоры юридически очень сложны, учитывая Конституцию нашего государства. Ведь с первого взгляда – это замкнутый круг, вообще делающий такие переговоры невозможными.
«Для того чтобы прекратить войну, нам говорят, надо пожертвовать территориями. Но согласно Конституции, изменение территории Украины решается исключительно всеукраинским референдумом. Но чтобы провести всеукраинский референдум, нужно прекратить режим военного положения, а чтобы сделать это, необходимы мир и безопасность. Круг замкнулся», – пишет Колиушко.
Однако с юридической точки зрения, по его словам, теоретически выход из этой ситуации возможен, если разделить все вышеперечисленное на два этапа. То есть, сначала установить мир и прекратить военное положение. А через несколько лет после восстановления безопасности и возвращения беженцев и перемещенных лиц можно было бы провести референдум.
Не фокусируемся на деталях, например, на проблеме управления «спорными территориями» в переходный период или гарантиях таких договоренностей, хотя на самом деле они сами по себе крайне важны и сложны. Однако мне не приходилось слышать или читать от инициаторов переговоры подобных предложений или других вариантов юридически состоятельных сценариев», – пишет автор.
Однако, добавляет Колиушко, если принять во внимание украинское законодательство, то по поводу референдума об изменении территории нашего государства возникает еще несколько вопросов. В частности, Закон «О всеукраинском референдуме» определяет в соответствии с Конституцией возможность проведения референдума об изменении территории Украины (часть 1 статьи 3).
Также в Законе говорится, что референдум об изменении территории Украины – это «форма принятия гражданами Украины, имеющих право голоса, решение об утверждении принятого Верховной Радой Украины закона о ратификации международного договора об изменении территории Украины» (часть 1 статьи 18).
В то же время закон указывает, что на референдуме нельзя рассматривать вопросы, «направленные на… нарушение… территориальной целостности Украины» (часть 2 статьи 3). Это ограничение якобы вытекает из конституционных норм: «Территория Украины в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна» (статья 2). Целый ряд статей Конституции, добавляет Колиушко, направлены на защиту или гарантирование территориальной целостности Украины (17, 65, 102, 132…), вплоть до статьи 157: «Конституция Украины не может быть изменена, если изменения направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины».
Автор добавляет, что Конституционный суд Украины не раз подчеркивал важность принципа территориальной целостности и невозможность ее нарушения непредвиденным Конституцией способом. Например, через региональные референдумы или договоры, не утвержденные всеукраинским референдумом.
«Однако из всего этого отдельные конституционалисты делают два разных вывода. Одни говорят, что все эти нормы вместе означают невозможность уменьшения территории Украины вообще, что изменение территории Украины возможно только в сторону увеличения. Из такого толкования несколько удивляются иностранные эксперты, читая норму нашей Конституции о том, что исключительно всеукраинский референдум решает вопрос об изменении территории Украины (статья 73). «Это что, вы так от расширения территории государства защитились?» — спрашивают они», – пишет автор.
По его словам, есть другое толкование. И оно исходит из утверждения, что только неправомерное посягательство на изменение территории Украинского государства нарушает территориальную целостность, соответственно оно недопустимо.
«То есть заключение уполномоченным государственным органом международного договора, который будет предусматривать изменение территории Украины, после предоставления ему согласия Верховной Радой и утверждения на всеукраинском референдуме не будет считаться недопустимым нарушением территориальной целостности Украины независимо от направления изменения территории (увеличение или уменьшение)», - пояснил Колиушко.
Но окончательную ясность в эти вопросы, по словам автора, может внести только Конституционный суд. Тем более что Законом «О всеукраинском референдуме» предусмотрен его контроль соответствия Конституции Украины вопросу всеукраинского референдума, в том числе в случае референдума об изменении территории Украины (статья 21).
Ранее президент Украины Владимир Зеленский в интервью Le Monde отметил, что вопрос территориальной целостности не может быть решен без участия украинского народа. В то же время, его словами, референдум – это «не лучший вариант, потому что мы имеем дело с Путиным и для него будет победой, если он захватит часть наших территорий».
Комментируя возможные переговоры с Россией, президент допустил, что территория Украины может вернуть не военным путем. По его мнению, это возможно благодаря дипломатии и необязательно это произойдет именно в этот момент.
Напомним, результаты социологического исследования, проведенного по заказу ZN.UA Центром Разумкова, показали, что сознание украинцев амбивалентно. То есть граждане Украины готовы к переговорам, но не готовы на уступки. Лишь 44% украинцев считают, что пришло время для переговоров с РФ. И для большинства украинцев минимально допустимое условие для их начала – это возвращение Украины к границам 1991 года. Если же вдруг придется отказаться от части территории, то большинство украинцев прогнозируют сопротивление внутри страны. В то же время 76% респондентов заявили, что Путин допускает мир только на собственных условиях.