Первый раунд нового этапа отношений "местное самоуправление/исполнительная власть" создал несколько прецедентов и породил новые угрозы, пишет в своей статье для ZN.UA директор по науке и развитию ОО "Института гражданского общества", один из авторов децентрализации Анатолий Ткачук. Автор назвал проблемы, которые проявились в отношениях местной и центральной властей.
"Государственная власть сначала "наехала" на городского голову, а потом заявила о послаблении условий карантина, в такой способ вроде бы признав правоту местной власти. Тот, кто первым выступил за ослабление карантина, - теперь герой? Но как раз в этом месте начинаются самые большие риски для страны", – говорит Ткачук, описывая прецедент Черкасс, где исполком своим решением превысил свои полномочия и нарушил постановление правительства о карантине.
Во-первых, оказалось, что местное самоуправление решением исполнительного комитета городского совета может нивелировать решение правительства! Так, можно предположить, что правительство несколько превысило свои полномочия, введя такие жесткие ограничения вне режима чрезвычайного положения, но прецедент уже произошел, и его было использовано не в последний раз, отметил автор.
Во-вторых, исполнительная власть до инцидента с Черкассами, наверное, еще не понимала, что местное самоуправление - это уже не подчиненные чиновники, на которых можно не считаться, и поэтому должна откорректировать свою политику в отношении местного самоуправления и перейти от конкуренции к партнерству.
В-третьих, трещины во взаимоотношениях между центральной властью и местным самоуправлением является опасными для государства в целом, и баланс между государственными и местными интересами нужно искать перед принятием решений, а не после.
В-четвертых, эффективная местная власть-это полномочия-ресурсы-ответственность. До сих пор в Украине не введены эффективные, но соразмерные механизмы ответственности местной власти за выход за пределы полномочий. Это неправильно и может представлять серьезную угрозу стабильности государства в ближайшем будущем, пояснил Ткачук.
В-пятых, нежелание партии большинства идти на политические компромиссы с другими политическими силами и местным самоуправлением относительно либерального избирательного закона, который запретит участие в выборах не только партий, но и местных организованных групп независимых кандидатов (как это есть во многих европейских странах), может привести к объединению местных и региональных элит в собственные региональные политические проекты и, как следствие, к угрозе регионализации и сепаратизма.
В-шестых, местное самоуправление в процессе децентрализации прошлых лет таки стало влиятельной силой, которая стабилизирует государство, поэтому разрушать его точно не стоит. Это может иметь плохие последствия для всех. Наша задача - завершить процесс децентрализации до старта избирательной кампании, и именно этому следует посвятить усилия правительства и ОГА и снять вопрос необратимости реформы.
Подробнее о причинах и рисках противостояния между центральной властью и местным самоуправлением, которое обострилось в последнее время, читайте в статье Анатолия Ткачука "Черкассы. Глупый сон или опасный прецедент?" для ZN.UA.