Скандал с Volkswagen демонстрирует, что поощрением основных автопроизводителей и снижением требований относительно уровня выбросов Берлин снижает стимулы к инновациям и сужает долгосрочные перспективы отрасли, пишет агентство Reuters в своей статье.
Немецкий канцлер Ангела Меркель еще в начале своей политической карьеры приняла тот факт, что немецкий автомпром несет большие риски.
Весной 1995 года вновь назначенный министр охраны окружающей среды пытался убедить своих коллег в правительстве поддержать смелый новый набор правил "анти-смог", включающих жесткое ограничение скорости и запреты на вождение летом.
Но хорошо знакомый с ситуацией министр транспорта Маттиас Виссман был категорически против. Он поставил под сомнение эффективность мер Меркель в борьбе с загрязнением окружающей среды и пообещал бороться с какими-либо попытками ограничить скорость на автобанах. Аргументы Виссмана победили, и Меркель осталась ни с чем. Для амбициозного молодого министра с коммунистического востока это было уроком объединенной Германии.
С тех пор многое изменилось: сейчас Меркель является канцлером уже третий срок. Виссман возглавляет Verband der Automobilindustrie (VDA), влиятельное лобби немецких автопроизводителей. Что осталось неизменным - взаимоотношения немецких политиков и автоиндустрии.
"Эти отношения, которые некоторые называют симбиоз, граничащий с кровосмешением, находятся сейчас в центре внимания после того, как крупнейший автопроизводитель Volkswagen создал грандиозный скандал, надолго выведший из игры генерального директора Мартина Винтеркорна и обрушивший акции компании", - говорится в статье.
Нет никаких признаков того, что немецкие политики боялись подтасовки результатов тестирования дизельных выбросов автомобилей компании Volkswagen. Меркель и ее министры выразили откровенное удивление и возмущение, потребовав от компании немедленно очистить выбросы. Но властям Германии и стран Европы уже давно известно, что разница между лабораторными замерами и реальным значением уровня загрязнения постоянно увеличивается.
Два года назад, как говорят критики, Берлин жестко отстаивал интересы своих автопроизводителей в полемике с европейскими партнерами, как раз на тему ужесточения борьбы с выбросами. "Меркель настаивала на своем, надеясь сохранить рабочие места в отрасли", - говорится в статье.
Как указывает автор статьи, некоторые видят в скандале с Volkswagen симптом более серьезной проблемы немецких автокомпаний, связанной с поблажками от правительства и отсутствием страха перед санкциями Берлина.
"Скандал с Volkswagen – это предупредительный выстрел для политиков", - говорит Кристина Декверт, представитель немецкого лобби. "Он показывает, что нужно тратить меньше времени на защиту автоиндустрии, а больше времени на управление нею".
Есть и причины того, почему Берлин защищает свои автокомпании. В отрасли работает 750 тысяч человек, и она является лидером в контексте мощи немецкой инженерной мысли.
В 2014 году Volkswagen, Daimler и BMW заработали 413 млрд евро - это сделало более тесными отношения между отраслью и политиками. Главный автолобби Виссман является ветераном Христианского демократического союза (ХДС) Меркель и, несмотря на кабинетные разногласия 20-летней давности, находится в весьма дружественных отношениях с канцлером.
Главный лоббист Daimler Экхарт фон Кледен является видным политиком в ХДС, работавшим под началом Меркель. Его внезапный переход в компанию Mercedes в 2013 вызвал прокурорское расследование и разработку новых "охлаждающих" правил. Его предшественник в Daimler Мартин Егер является спикером министра финансов Вольфганга Шабля.
Кроме того, связи распространяются и между партиями. Так, Томас Стег, бывший спикер канцлера от социал-демократов Герхарда Шредера, возглавляет отдел по государственным вопросам в Volkswagen. Даже бывший министр иностранных дел от партии зеленых Йошка Фишер сделала рекламу BMW.
Самыми сильными являются политические связи Volkswagen. Созданная в 1960 году и называемая "Закон Volkswagen" засекреченная структура акционеров несколько раз сталкивалась с правовыми притязаниями на европейском уровне. Закон эффективно защищает компанию от поглощения и удерживает под влиянием Нижней Саксонии, земли в центральной Германии, которое владеет 20 % акций Volkswagen и стало ступенькой для продвижения карьеры многих политиков.
К премьерам Нижней Саксонии, которые продвинулись за счет Volkswagen, относятся Шредер или "автоканцлер", нынешний вице-канцлер Сигмар Габриэль, бывший президент Кристиан Вульф.
Когда в 2003 году Шредер предложил долгосрочную программу реформирования рынка труда, за поддержкой он обратился к Петеру Харцу, главе кадрового подразделения Volkswagen. Через какое-то время Харц появился в центре другого серьезного скандала VW, связанного с коррупционными поездками представителей компании, включая и визиты к проституткам. Он получил условное наказание и штраф.
Аналитики и представителм оппозиционных партий считают, что скандалы связаны с беззубостью немецкого нормативного режима. Главный контролирующий орган автомобильного сектора - Федеральный департамент транспорта - полностью подчинен министру транспорта, что ставит под вопрос независимость и управленческую способность подразделения.
"Самое плохое то, что автомобильная индустрия проводит испытания самостоятельно, без контроля", - заявил законодатель от зеленых Оливер Керхер.
Меркель, в отличие от своего предшественника Шредера, не имеет непосредственного отношения к автомобильной промышленности. Но ее позиция кардинально поменялась со времен работы в министерстве охраны окружающей среды под руководством Гельмута Коля. В 2009 году, за несколько месяцев до баллотирования на второй срок, она оказала позднее провалившуюся поддержку Opel, несмотря на советы министра экономики, который аргументировал необходимость объявления банкротства General Motors.
Четыре года спустя, накануне следующих выборов и под жестким давлением со стороны VDA, ее правительство в Брюсселе агрессивно, по мнению дипломатов, сопротивляется введению новых европейских правил по ограничению выбросов CO2, которые могут сильно навредить Daimler и BMW.
В письме "Дорогая Ангела", которое позже опубликовали в СМИ, Виссмар убеждал Меркель бороться за более амбициозные цели. "Думаю, что мы должны убедиться в том, что защита окружающей среды не подрывает нашу производственную базу", - сказала Меркель тогда.
Через несколько месяцев, на следующую неделю после избрания Меркель на третий срок, партия получила щедрые пожертвования в размере 690 тысяч евро от семьи, контролирующей BMW. Событие вызвало негативную реакцию со стороны оппозиционных партий и немецких СМИ. ХДС ответили, что деньги не имеют никакого отношения к любым политическим решениям.
"Критики утверждают, что поощрением основных автопроизводителей и снижением требований относительно уровня выбросов Берлин снижает стимулы к инновациям и сужает долгосрочные перспективы отрасли. Германия отстает в производстве электромобилей и ожидается, что страна не сможет реализовать 1 млн авто до конца декады", - говорится в статье.
"До сегодняшнего дня немецкая автопромышленность управлялась в рамках детских игр политиков", - заявил Клаус Мюллер, глава Федерации немецких организаций потребителей. "Установленный уровень выбросов является меньше амбициозного, а соглашения по новым правилам тестирования отложены. Даже хуже. Нет механизма проверки соответствия уровня реальных выбросов нормативному. Как показывает дело VW, за все это расплачиваются потребители и окружающая среда".
Как пишет издание The Economist, скандал из-за махинаций Volkswagenс тестами на соответствие экологическим стандартам стал катастрофой для немецкого производителя автомобилей. Акции компании обвалились на треть, когда стало известно, что компания устанавливала специальное оборудование, которое фальсифицировало данные во время тестов на выбросы.
Активы Volkswagen по состоянию на июнь составляли 164 миллиарда евро, что равняется положению американской GMAC шесть лет назад. И, похоже, немецкая компания очень зависима от краткосрочных долгов и вложений, которые обеспечивают ей рефинансирование.
В совокупности производственный и финансовый сектора Volkswagen обслуживают бонды на 67 миллиардов евро. Из-за скандала владельцы этого долга могут, грубо говоря, начать требовать выплат в течение следующих 12 месяцев. Если это произойдет, у немецкой компании будут серьезные проблемы, поскольку наличными в ее распоряжении есть лишь 33 миллиарда евро. Правительству Германии придется провести значительные вливания, чтобы поддержать компанию, 20% которой принадлежит федеральной земле Нижняя Саксония.
Ранее издание Newsweek писало, что Volkswagen угрожает экономике Германии больше, чем кризис в Греции. В прошлом году Volkswagen продала 600 тысяч автомобилей в США. Это принесло компании около 6% от глобального дохода в размере 9,6 миллиардов долларов. Американский регулятор собирается оштрафовать компанию на 18 миллиардов долларов. Всего на счетах компании есть 24 миллиарда долларов, поэтому после уплаты штрафа ей придется провести сокращения.
Немецкое правительство также опасается, что другие автопроизводители Daimler и BMW могут также пострадать от скандала с Volkswagen. И за несколько дней после начала скандала так и произошло. Акции BMW упали из-за скандала вокруг автопромышленности Германии. Хотя в BMW отрицают, что подтасовывали результаты тестов с помощью дополнительного оборудования, и требуют от организации объяснений, почему и когда были проведены проверки их продукции. В это же время, на торгах во Франкфурте стоимость акций автопроизводителя упали до 72,05 евро, что на 9,7% меньше.
Напомним, что на прошлой неделе Volkswagen сознался в махинациях на европейском рынке. Концерн также выразил готовность к сотрудничеству с властью на время расследования.