Реформа системы управления страной и передача полномочий и финансов громадам может стать неизбежностью. Об этом говорит не только очевидная спешка Венецианской комиссии, в целом одобрившей проект Конституции в части децентрализации, но и усиленные потуги Конституционной комиссии, которая дотягивала документ с учетом европейских рекомендаций.
Президент уже подал проект в ВР. Если документ будет проголосован большинством, то после рассмотрения его Конституционным судом он может быть принят парламентом уже на осенней сессии. Конституционным большинством.
Для того, чтобы понимать ситуацию внутри политикума и общества ZN.UA опросило людей, которые по мере своей компетенции, будут влиять на ситуацию. В их числе - президент, премьер-министр, спикер ВР, главы парламентских фракций, групп и профильного комитета, главы непарламентских (но имеющих представительства на местах) партий, руководители ассоциаций городов, а также сельских, поселковых, районных и областных советов
При этом подавляющее большинство опрошенных на вопрос о том, кто отвечает за проведение децентрализации в Украине, - назвали президента П.Порошенко. Как ни странно - сам президент не пожелал публично взять на себя ответственность не только за реформу в целом, но и за ее детали, не ответив на запрос ZN.UA.
Что касается вопроса о центре управления реформой, то в то время как премьер А.Яценюк уточнил, что "все ветви власти вместе с украинскими и международными экспертами должны действовать совместно для успешной и быстрой реализации реформы", спикер В.Гройсман и зам.главы АП В.Ковальчук разошлись во мнениях. И если спикер указал на Министерство регионального развития во главе с министром - вице-премьером как на куратора реформы, ответственного за ее имплементацию, а ВР - за законодательное обеспечение, то чиновник АП рычаги децентрализации предложил отдать Национальному совету реформ при президенте Украины.
Подробности читайте в проекте "Децентрализация: сверяем часы" на сайте ZN.UA.