Международный благотворительный фонд «Изоляция» и «Центр гражданских свобод» требуют от президента Украины Владимира Зеленского подписать закон о военных преступлениях (№2689). Верховная Рада приняла документ пять месяцев назад, однако Зеленский до сих пор его не подписал. С соответствующим заявлением правозащитники и представители МБФ выступили в ходе дискуссии Izolyatsia: must speak, организованной в Международный день прав человека.
Несмотря на многочисленные показания пострадавших, которые удерживались в донецкой пыточной «Изоляция», расследование по делу Романа Лягина длится 2,5 года и постоянно затягивается. Именно он был организатором захвата пророссийскими боевикимаи территории завода изоляционных материалов в 2014 году и инициатором создания там секретной тюрьмы. В то же время подозреваемый в пытках и издевательствах над удерживаемыми в «Изоляции» Евгений Бражников смог вообще выехать из Украины и избежать ответственности. Кроме того, в Киеве задержан экс-руководитель пыточной Денис Куликовский, подозреваемый в пытках и убийстве людей.
«За промедление и халатность в упомянутых производствах можно сетовать на систему нереформированного правосудия в целом. Впрочем, насколько серьезно государство относится к кейсам, подобным «Изоляции» и стремится к восстановлению справедливости для украинцев, которых подвергали пыткам представители российской оккупационной администрации, зависит от конкретного человека – президента Украины Владимира Зеленского», – считают в МБФ «Изоляция».
Зеленский до сих пор не подписал закон №2689 о военных преступлениях, принятый Верховной Радой в мае этого года. В частности, закон предусматривает ответственность за преступления против человечности и разные составы военных преступлений. Документ должен восстановить справедливость для жертв войны, включая тех, которых содержали в донецкой «Изоляции».
Директор МБФ «Изоляция» Оксана Саржевская-Кравченко отметила, что промедление президента создает пространство для неприятных сомнений: осудят ли Куликовского именно за военные преступления, не имеющие срока давности и не подлежащие амнистии, или он получит значительно меньший срок и вскоре, о каком жертвам пыток которого нечего и мечтать?
«Ситуация, когда закон уже несколько месяцев не подписан президентом, прямо противоречит Конституции Украины. Более того, это промедление усиливает безнаказанность среди преступников, а также поощряет все новые военные преступления на оккупированных территориях. Пока закон не подписан президентом, потенциальные преступники будут уверены: если даже уголовные дела против них будут открыты, они будут квалифицированы по общим уголовным статьям, со значительно меньшим сроком наказания, чем за военные преступления. Срок давности их преступлений может истечь, в конечном счете по требованию России их могут амнистировать», – отметила глава «Центра гражданских свобод» Александра Матвийчук.
В Международный день прав человека правозащитники, жертвы пыток «Изоляции» и представители МБФ «Изоляция» призывали Владимира Зеленского не на словах, а действиями, не только в международных выступлениях, но и в реальной жизни защитить права украинцев и поставить наконец свою подпись под важным для страны законом.
Ранее экс-заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов сообщал о том, что украинские правоохранители расследуют более 20 тысяч уголовных преступлений в более чем пяти тысячах производств - это все преступления, связанные с вооруженным конфликтом. По его словам, в них фигурирует почти девять с половиной тысяч человек. Из них - сотни граждан РФ, в том числе высшее политическое и военное руководство страны-агрессора.
Как наказать страну-агрессора? Кто будет судить высшее руководство РФ за нарушения международного гуманитарного и уголовного права? Будут ли наказаны те, кто встал на сторону агрессора и оккупанта? Что делает Украина для того, чтобы наказание стало неотвратимым? Читайте в интервью, которое взяла Татьяна Силина у заместителя генерального прокурора Украины Гюндуза Мамедова.