UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Позорно и неэтично»: Heineken, Unilever и Mondelez обвиняют в нарушении обещаний покинуть Россию

Исследования Йельского университета демонстрируют, что крупные компании сознательно затягивают с выходом с российского рынка.

Более 1000 крупных компаний пообещали покинуть Россию после того, как Владимир Путин начал свою агрессивную войну в Украине, однако эксперты обвиняют некоторые известные фирмы в нарушении своих заявлений, пишет CNN.

Несмотря на обещания и выход с российского рынка, около тысячи компаний, некоторые все же не спешат выполнять обещания. Этот беспрецедентный выход корпораций, который поддерживал и описывал профессор Йельского университета Джефф Зонненфельд, нанес серьезный финансовый и символический удар по Москве и по российской экономике.

Сейчас, когда война России в Украине перевалила за 500-дневный рубеж, Зонненфельд и его команда озвучивают и стыдят множество компаний, которые они обвиняют в нарушении  обещаний покинуть или хотя бы резко сократить свое присутствие в России. Речь идет, в частности, о таких известных компаниях, как Heineken, Unilever, Philip Morris и Oreo Mondelez.

Исследование Йельского университета основывается на расследователях, экспертах на местах, работающих в России студентах, корпоративных документах и сообщениям СМИ.

«Эти компании нарушают свои обещания. Они работают как спекулянты времен войны. Это больше чем разочаровывает. Это позорно и неэтично», – сказал Зонненфельд в комментарии изданию.

Читайте также: CNN: Хаос в России может обернуться бедой для всей мировой экономики

Зонненфельд, выступивший с докладом в Конгрессе относительно компаний, покидающих Россию, не обвиняет эти корпорации в нарушении закона. Он утверждает, что, оставаясь в России, они нарушают моральный кодекс и одновременно «самосжигают собственные бренды».

«Потребители должны осознать, что, поддерживая эти компании, они одобряют то, что подпитывает военную машину Путина», - сказал он.

«Скрытая поддержка режима Путина»

По словам Зонненфельда, ярким представителем этой проблемы является популярный голландский пивоваренный гигант Heineken.

В марте 2022 года, спустя всего месяц после вторжения в Украину, Heineken получил одобрение за обещание покинуть Россию. Йельский университет в своей системе показателей отношений компаний с Россией даже поставил Heineken самую высокую оценку «А», зарезервированную для компаний, полностью разрывающих отношения со страной,

Однако через 16 месяцев Heineken, по данным Университета, все еще имеет семь пивоварен и 1800 сотрудников в России. Компания за это время также выпустила серию новых брендов, поглощая долю рынка из-за оттока других крупных брендов.

«Они не просто не выходят. Они удваивают мощности и доходы», – говорит Стивен Тиан, директор по исследованиям Йельского института лидерства.

Сейчас Йельский университет снизил рейтинг Heineken до «D», подчеркнув, что компания «продолжает медлить с фактическим выходом, прикрываясь тем, что она ожидает разрешений российских регуляторных органов на ее продажу».

Напротив, другие крупные компании, включая BP и ExxonMobil, пошли на невыгодные соглашения, чтобы выполнить свои обязательства по выходу из России.

«Это не что иное, как институциональная инерция или идеологическая наглость. Сегодня это демонстрация скрытой поддержки режима Путина», — говорит Зонненфельд.

В заявлении для CNN спикер Heineken назвал войну в Украине «ужасной человеческой трагедией» и заявил, что компания «стремится покинуть Россию». Компания Heineken заявила, что приостановила продажу бренда Heineken в России и нашла потенциального покупателя своего российского бизнеса. Однако это потенциальное соглашение, поданное на рассмотрение российским властям в апреле 2023 года, до сих пор ожидает одобрения регулятора, сообщила компания.

«Мы ожидаем значительных финансовых убытков для компании Heineken. Операции на местном уровне продолжаются, чтобы организация могла предоставлять персоналу средства к существованию, избежав банкротства или национализации», — говорится в заявлении Heineken.

Мороженое Unilever и снеки Mondelez

В марте 2022 гигант снеков и конфет Mondelez пообещал сократить «все неосновные виды деятельности в России, одновременно помогая поддерживать непрерывность поставок продуктов питания». Mondelez заявил, что сосредоточит свою деятельность на «базовых предложениях».

Однако компания Mondelez, производящая печенье Oreo, крекеры Triscuit и снеки Nabisco, признается, что в России все еще работают три тысячи человек. Исследование Йельского университета утверждает, что Mondelez не демонстрирует «никаких ощутимых признаков движения к выходу» и продолжает вести бизнес в России даже, несмотря на бойкоты со стороны европейских магазинов и других компаний, которые отказываются заказывать продукцию компании.

Mondelez не ответила на запрос о комментариях, однако в заявлении в прошлом месяце компания подчеркнула, что сократила свою деятельность и приостановила запуск продуктов и расходов на рекламу в России.

Unilever, компания, являющаяся производителем мыла Dove, мороженого Ben&Jerry's и чая Lipton, пообещала продавать в Россию только товары первой необходимости.

Тем не менее, по словам команды Зонненфельда, Unilever по-прежнему продает мороженое Cornetto и другие потребительские товары в России.

Unilever отказалась от комментариев и сослалась на февральское заявление, в котором компания заявила, что продолжает «осуждать войну в Украине как жестокий и бессмысленный акт российского государства», но пояснила, что оставить Россию «непросто» без передачи активов правительству или причинению ущерба сотрудникам.

Организация Moral Rating Agency, отслеживающая обещания компаний покинуть Россию, оценивает, что поддержка Unilever российской экономики составляет примерно 712 миллионов долларов в год.

«Брусок мыла Dove начинает выглядеть достаточно грязным, когда его производится достаточно, чтобы купить российский танк», - заявил Марк Диксон, основатель агентства Moral Rating Agency, в заявлении на прошлой неделе.

Nestle, WeWork и Philip Morris

Подобно Unilever и Mondelez, Nestle также в прошлом году пообещала продавать в России только продукты первой необходимости, в том числе детские смеси.

Однако исследователи Йельского университета обнаружили, что производитель батончиков Kit Kat, растворимого кофе Nescafe и Purina все еще продает в России корма для домашних животных, шоколадные батончики и другие товары не первой необходимости.

Nestle не ответила на запрос о комментариях.

Читайте также: Компании Mondelez, PepsiCo и Mars переживают бизнес-бум в России - Bloomberg

Несмотря на обещание выйти из России в марте 2022 года, гигант коворкинга WeWork все еще позволяет пользователям бронировать рабочие места в Москве.

В заявлении для CNN представитель WeWork сказал, что у компании все еще есть «серьезные намерения прекратить деятельность в России», добавив, что процесс находится на «последней стадии планов по изъятию».

Табачный гигант Philip Morris в прошлом году заявил, что упорно работает над выходом из России. Однако сегодня Philip Morris является одной из крупнейших оставшихся в России транснациональных корпораций с активами, которые оцениваются в 2,5 миллиарда долларов, включая несколько заводов.

Читайте также: Табачные и пищевые гиганты в прошлом году заработали в России миллиарды – анализ

В комментарии для CNN представитель Philip Morris сказал, что «ситуация сложная», и компания «ограничена недавними регуляторными разработками в России, включая ограничительные условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы любая сделка по продажам была одобрена властями, а также ограничения, которые являются последствиями международных санкций».

Сети быстрого питания все еще в России

Несколько американских сетей быстрого обслуживания все еще работают в России более чем через год после того, как McDonald's и Starbucks решили покинуть страну.

Команда Зонненфельда обнаружила, что Sbarro Pizza до сих пор работает в Москве, по крайней мере, об этом свидетельствует ее русскоязычный сайт.

Sbarro не ответила на запрос о комментарии.

Читайте также: Производитель сладостей Milka и Oreo, до сих пор работающий в РФ, жалуется на несправедливый бойкот

Американская сеть фаст-фудов Carl's Jr. тоже до сих пор присутствует в России и даже демонстрирует свою еду на русскоязычной странице в Instagram.

В заявлении для CNN CKE Restaurants Holdings, являющегося основой Carl's Jr, признала, что компания имеет 17 франчайзинговых ресторанов в России, он подчеркнула, что все они работают автономно. В Carl's Jr добавили, что страница в Instagram не принадлежит компании и не управляется ею.

Также Йельский университет обнаружил, что в России все еще работают независимые франчайзи TGI Fridays.

TGI Fridays не ответила на запрос о комментариях, однако в заявлении компании от марта 2022 года говорилось, что только местные франчайзи могут решать, оставаться ли работать, и пообещала пожертвовать средства от сборов со своих франчайзи группе, которая поддерживает Украину и ее беженцев.

Некоторые компании защищали свое присутствие в России, ссылаясь на желание избежать создания дополнительных проблем для сотрудников и клиентов, находящихся в России.

«Это одна из тех вещей, которые легко сказать, но трудно сделать, и это может привести к финансовым потерям», - сказал Тим Калкинс, профессор маркетинга Школы менеджмента Kellogg при Северо-Западном университете.

Калкинс добавил, что потребителей сейчас волнует многие другие вещи, и вряд ли первоочередная работа иностранных компаний в России.

«Я подозреваю, что компании просто не испытывают сильного давления, чтобы выполнить свои обещания», - сказал он.

В свою очередь, Зонненфельд отвергает этот аргумент, отмечая, что целью корпоративного оттока является усиление давления на режим Путина. В качестве примера он указал на выход основных западных брендов из Южной Африки в конце 1980-х годов во время апартеида.

«Идея состоит в том, чтобы увеличить уровень дискомфорта, чтобы россияне начали спрашивать, кто является автором их несчастья, – сказал Зонненфельд,