UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформа милиции в действии

ZN.UA много писало о реформе органов внутренних дел. Сегодня мы расскажем об одном из ее направлений - об организации новой системы охраны общественного порядка в небольших городах и сельской местности.

Авторы: Евгений Захаров, Сергей Гривняк

ZN.UA много писало о реформе органов внутренних дел. Сегодня мы расскажем об одном из ее направлений - об организации новой системы охраны общественного порядка в небольших городах и сельской местности.

9 июня начался Самборский эксперимент в рамках Львовского пилотного проекта реформирования милиции. Главная его цель - проверка действенности новой структуры низового подразделения органов внутренних дел. На протяжении многих лет в структуре милиции осуществлялись лишь косметические изменения. А между тем ритм и стиль жизни менялись. Очевидно, что сложившуюся на сегодняшний день ситуацию не может должным образом контролировать милицейская структура, которая была создана и практически не изменялась с 60-х прошлого века.

Что же сделано в Самборском горотделе? Из подразделений, входивших в блок милиции общественной безопасности, созданы три основные единицы: подразделение быстрого реагирования, в состав которого вошли 52 сотрудника милиции (20 участковых инспекторов милиции, четыре сотрудника криминальной милиции по делам несовершеннолетних, два работника ИВС, три - конвойной службы, четыре - группы обеспечения, шесть работников государственной автомобильной инспекции и 13 - патрульной службы); сектор участковых инспекторов милиции, который сокращен до 16 чел.; изолятор временного содержания (5 работников).

Руководство осуществляет заместитель начальника Самборского городского отдела УМВД во Львовской области - начальник милиции общественной безопасности.

Задача самого большого по численности подразделения милиции быстрого реагирования - немедленное, невзирая на время суток, решение практически всех проблемных вопросов. Важнейшей частью его работы является превенция и профилактика преступлений оперативным реагированием на все полученные сообщения, выполнением поставленных задач по обеспечению общественного порядка на территории и присутствием в зоне ответственности. Если до начала эксперимента распределение личного состава по времени работы было таким, что с 8.30 до 19.00 практически 70% личного состава находились на рабочих местах, а с 19.00 и до 8.30 контроль ситуации в районе и городе Самборе возлагался на следственно-оперативную группу (в обязанности которой не входит охрана общественного порядка) и два–три пеших патрульных наряда в Самборе, которые несли службу до трех часов ночи и для решения вопросов, связанных с выявленными фактами нарушений, вынуждены были обращаться к оперативному дежурному, членам следственно-оперативной группы или к участковым инспекторам милиции, на чьих участках выявлено правонарушение.

Во время эксперимента сотрудников подразделения быстрого реагирования разделили на четыре смены (по 13 чел.). В каждой - не менее пяти работников среднего и старшего начальствующего состава и минимум один работник ГАИ. Из числа самых опытных и авторитетных работников служб милиции общественной безопасности определили четырех старших смены. Установили режим работы смен быстрого реагирования - 12 часов (день-ночь-два выходных). Для осуществления реагирования каждую смену на дежурство выставляется шесть единиц автотранспорта (четыре автомобиля групп быстрого реагирования - "Рено Кенго", один ГАИ - ВАЗ 2110, один дежурной части - ВАЗ 21099).

На старшего смены во время дежурства возлагаются функции, которые (согласно "Инструкции по организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, направленной на защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств", утвержденной приказом МВД Украины №181 от 28.04.2009 г.) должен выполнять ответственный от руководства по городскому отделу внутренних дел, а также выполнение всех текущих заданий, поступающих от начальника отдела и начальника милиции общественной безопасности.

Расставляет личный состав, комплектует группы быстрого реагирования и дает им задания и указания старший смены лично, в соответствии с типовыми графиками, разработанными перед началом эксперимента подготовительной группой с участием иностранных специалистов из Европейской консультативной миссии. Задача по проведению плановых мероприятий старшему смены передается за подписью начальника горотдела начальнику милиции общественной безопасности, а готовят эти мероприятия работники штаба. Группы быстрого реагирования комплектуются из расчета минимум один сотрудник старшего или среднего начальствующего состава (старший группы быстрого реагирования) и один или два сотрудника младшего начальствующего состава. Функции водителя автомобиля выполняет член группы, допущенный к управлению транспортным средством. Должность водителя в новой структуре подразделения не предусмотрена.

Получив задание и инструктаж от старшего смены, группа быстрого реагирования отбывает в определенный район для его выполнения. В случае получения от старшего смены или оперативного дежурного по горотделу сообщения о совершении правонарушения, группа немедленно отправляется на место происшествия.

Если по прибытии на место происшествия не установлены признаки преступления, группа быстрого реагирования осуществляет все мероприятия по сбору необходимых материалов для дальнейшего принятия решения. При возникновении осложнений на помощь группе быстрого реагирования может быть направлена другая группа быстрого реагирования, или лично прибыть старший смены.

Если по прибытии на место происшествия установлены признаки уголовного преступления, вызывается следственно-оперативная группа горотдела. До ее прибытия члены группы быстрого реагирования охраняют место происшествия и проводят первоочередные мероприятия по раскрытию преступления и установления всех его обстоятельств, свидетелей происшествия и т.п.. По прибытии следственно-оперативной группы, группа быстрого реагирования поступает при необходимости в распоряжение следователя, а при отсутствии такой необходимости сообщает об этом старшему смены и возвращается к выполнению плановых заданий.

Графиками дежурства для групп быстрого реагирования предусмотрена работа в офисе (опорных пунктах), во время которой готовятся решения по собранным материалам. В конце дежурства старшие групп подают руководителю смены рапорты о проделанной работе и согласовывают принятые решения.

Старший смены обобщает полученную информацию и передает собранные материалы начальнику милиции общественной безопасности, который докладывает о проделанной работе начальнику горотдела и передает материалы в штаб.

Об изменениях в работе участковых инспекторов милиции.

Административные участки укрупнены: из 28 осталось 13. Основная задача участкового инспектора милиции, как и раньше, - прием граждан, рассмотрение обращений граждан, организация сотрудничества с органами местной власти, местного самоуправления и общественностью. Именно на участкового инспектора возложено выполнение большинства мероприятий community policing - функций полицейской деятельности, направленной на обеспечение безопасности общины. Планируется проведение тренингов и обучение участковых инспекторов основам такой деятельности с привлечением иностранных и украинских специалистов. В то же время, с участковых инспекторов снята ответственность за личное реагирование на правонарушения, совершенные на территории ответственности, за исключением особо тяжких и тяжких резонансных преступлений. Участковые инспекторы реагируют на правонарушения, как и любой другой работник милиции, но для этого у них появились новые возможности. К примеру, 16 июня участковому инспектору милиции позвонил фермер из с. Великая Белина и сообщил, что люди, ехавшие на автомобиле "Фольксваген" синего цвета, пытались совершить кражу с территории тракторной бригады этого села. Участковый инспектор милиции немедленно сообщил об этом старшему смены, а тот направил на место группу быстрого реагирования. За считанные минуты был задержан автомобиль, который, как оказалось, не зарегистрирован в Украине, а имеющиеся на нем номера принадлежат другому транспортному средству. Лица, находившиеся в салоне, ранее судимы. Следственно-оперативная группа, прибыв на место, совместно с участковым инспектором и членами группы быстрого реагирования установила свидетелей, которые подтвердили факт покушения на кражу с проникновением, совершенного задержанными лицами. Ранее, при отсутствии групп быстрого реагирования, проведение указанных мероприятий за такое короткое время было невозможно, в большинстве случаев злоумышленникам удавалось скрыться.

Участковый инспектор в новой структуре рассматривается, с одной стороны, как представитель начальника милиции на территории (административном участке), а с другой - как представитель общественности в участке. Он является основным коммуникационным звеном между горотделом милиции и общественностью. Основная задача эксперимента в части работы участковых инспекторов милиции - научить их правильно обеспечивать безопасность общины на основе опыта иностранных правоохранителей.

Значительные изменения претерпела и работа штаба горотдела. В штабное подразделение, кроме двух штатных работников, введены двое сотрудников отдела охраны общественного порядка, начальник ОГАИ района, инспекторы сектора информационных технологий и помощник начальника горотдела по связям с общественностью. Задачей подразделения, находящегося под непосредственным руководством начальника горотдела, является анализ работы горотдела, обобщение полученной из подразделений информации и планирование деятельности всех служб горотдела. Все подготовленные штабом материалы передаются начальнику горотдела и за его подписью - исполнителям.

Ряд нововведений касается и деятельности кадровиков горотдела, групп обеспечения, работы следственно-оперативных групп, дежурной части, экспертной службы. Основные изменения в их работе предлагается воплотить в ближайшее время.

Уже первая неделя работы в новых условиях, с 9 по 16 июня, показала хорошие результаты (данные сравниваются с предыдущей неделей, с 1 по 8 июня). Резко увеличилось количество телефонных сообщений - с 85 до 132 (на 55%). Тенденция к увеличению количества телефонных обращений в милицию обычно рассматривается как показатель повышения доверия к правоохранителям, но на такой резкий скачок мы не рассчитывали. Ни одно обращение "в очередь на реагирование", как раньше, не ставилось, и жители района сразу заметили, что на все вызовы милиция стала приезжать оперативно, чего давно уже не было. Группы быстрого реагирования осуществили выезды на 122 вызова - на 77 больше, чем за предыдущую неделю. Срок прибытия групп,

в среднем по городу Самбору, составлял шесть–восемь минут, а в населенных пунктах района 14–18 минут.

По 85% материалов, собранных группами быстрого реагирования на местах вызова, решение принято в течение суток. В 19 случаях материалы с признаками уголовного преступления группы быстрого реагирования передали для дальнейшего рассмотрения следственно-оперативной группе. Участковые инспекторы милиции приняли к рассмотрению 34 материала, тогда как в течение предыдущей недели - 76, т.е. сокращение числа участковых вполне оправдано.

За неделю в ЕРДР внесены 47 сообщений об уголовных правонарушениях (против 34 за предыдущую неделю), а именно: о кражах - 15 (против 10), фактах нанесения легких телесных повреждений - 14 (против 6), фактах мошенничества - 8 (против 4) , фактах сопротивления работнику милиции - 1, других преступлениях - 9 (против 14).

Львовский пилотный проект подготовлен и осуществляется Харьковской правозащитной группой, Центром исследований правоохранительной деятельности (Киев), несколькими львовскими общественными организациями в сотрудничестве с МВД, главным управлением МВД во Львовской области, Консультативной миссией ЕС при поддержке Международного фонда "Відродження".