UA / RU
Поддержать ZN.ua

Методы власти: родню берут в заложники

Последним препятствием на пути к торжеству всеобщей судебной реформы оставался, как известно, Верховный суд Украины во главе с Василием Онопенко.

Автор: Оксана Мариненко

Последним препятствием на пути к торжеству всеобщей судебной реформы оставался, как известно, Верховный суд Украины во главе с Василием Онопенко. Полномочия ВСУ ограничили так, что от них практически ничего не осталось. Таким образом пала единственная коммерческая альтернатива новой высшей судебной вертикали, выстроенной нынешней властью. Тем не менее, очевидно, поставленная перед реформаторами задача была выполнена не до конца - В.Онопенко не желал покинуть свой пост и, видимо, даже несмотря на решения ВСУ по Межигорью и РУЭ, был недостаточно чуток к пожеланиям власти.

В то же время Венецианская комиссия продолжала нервировать реформаторов недвусмысленными заявлениями о проведенной судебной реформе, в том числе непонятном статусе Верховного суда. Оказалось, что выход из этой неприятной ситуации есть.

22 декабря 2010 года был арестован зять Василия Онопенко экс-министр юстиции Евгений Корнийчук, обвинения которого по данному делу, кстати, шиты белыми нитками. Но В.Онопенко «правильных» выводов из этого ареста не сделал. Поэтому в начале февраля нынешнего года было возбуждено уголовное дело против младшей дочери главы ВСУ по факту невозврата долга. Дело почему-то было возбуждено по статье о мошенничестве. По этому уголовному делу провели обыск в жилище самого председателя ВСУ.

Как известно, семья Онопенко долг непутевой дочери погасила с лихвой.

В то же время стало предельно ясно, что нет ничего крепче белой нитки, когда катушка - в руках власти, готовой раскатать ее по полной. И, попросив о встрече с президентом, председатель Верховного суда выразил надежду: «Если президент найдет возможным пообщаться о моих родственных семейных делах, я ему тоже доложу, потому что, на мой взгляд и по моей информации, он не полностью владеет ситуацией вокруг моей семьи».

Встреча с гарантом Конституции состоялась 14 февраля. (Вероятно, ее бы не было, если бы предварительно посол США в Украине Джон Теффт и европейские гости не выразили президенту свое возмущение по поводу происходящего вокруг председателя ВСУ). Общественности официально сообщили: «Президент Украины Виктор Янукович и председатель Верховного суда Украины Василий Онопенко обсудили вопросы, касающиеся дальнейшего реформирования судебной системы… В частности, сегодня во время встречи Янукович и Онопенко обсудили вопросы дальнейшего реформирования судебной системы, функционирования Верховного суда и следующих шагов по совершенствованию работы судебной власти».

Уже на следующий день, 15 февраля, уголовное дело, возбужденное в отношении младшей дочери главы ВСУ, было закрыто, а муж старшей дочери, Е.Корнийчук, вернулся из СИЗО домой, получив, наконец, возможность взять на руки дочь, родившуюся, когда его арестовали. Очередной факт, свидетельствующий о том, что президент напрямую управляет ГПУ.

Какую цену пришлось заплатить Василию Онопенко за освобождение родных, взятых властью в заложники, вскоре будет ясно. То ли это «мирная» передача поста председателя ВСУ указанному преемнику (влияние Онопенко там достаточно велико), то ли абсолютно лояльное поведение на посту председателя Верховного суда.

Политолог Вадим Карасев считает, что изменение меры пресечения на подписку о невыезде для экс-заместителя министра юстиции Евгения Корнийчука связано со встречей его тестя, председателя Верховного суда Василия Онопенко с президентом Виктором Януковичем. Об этом он сказал в комментарии Gazeta.ua.

«Василий Онопенко говорил об этом, президент услышал. Пик преследований оппозиции и выборочного правосудия уже был пройден, когда генпрокурор Виктор Пшонка сказал, что рассмотрит представление депутатов, чтобы взять Луценко на поруки», - отметил эксперт. По словам Карасева, Генпрокуратура дает задний ход.

«Внешняя реакция и рекомендации западных советников сработали на то, что Генпрокуратура уменьшила давление. Сразу всех не выпустят, это было бы демонстрацией бессилия прокуратуры и признанием поражения. Будут искать поводы», - подчеркнул он.

«Встреча Онопенко и президента - это не причина освобождения Корнийчука, а повод, позволяющий прокуратуре и политическому руководству страны сохранить лицо, демонстрировать свою добрую волю, не признав ошибочность политической линии на выборочное правосудие и криминализацию оппозиции», - отметил политолог.