В современном законодательстве Украины особое место отводится малозначительным делам.
Напомним, в 2017 году в нашем судопроизводстве были введены малозначительные дела, чтобы ускорить рассмотрение дел незначительной сложности. Собственно, малозначительные дела стали одним из ключевых элементов повышения эффективности судебной системы и оптимизации судопроизводства в целом. И вот сейчас парламент решает существенно уменьшить «порог» малозначительности, по сути, добавляя судам работы и разворачивая реформу назад. Действительно ли это так, разбираемся.
Сначала законодателем были внесены соответствующие изменения в процессуальные законы и установлены граничные размеры определения малозначительных споров с целью их рассмотрения в порядке упрощенного искового производства.
Эти изменения должны были обеспечить соблюдение разумных сроков рассмотрения дела судом как одного из основных принципов судопроизводства и снизить судебные издержки для лица, реализующего свое конституционное право на судебную защиту.
Кроме того, высокие границы определения малозначительных дел были установлены законодателем с целью уменьшить нагрузку на суды и, соответственно, улучшить функционирование судебной системы в целом.
Вместе с тем Конституционный суд Украины (КСУ) признал неконституционными пункты 1, 5 части шестой статьи 19 Гражданского процессуального кодекса Украины, а именно:
- дела, в которых цена иска не превышает 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в 2023 году это составляло 268 400 грн);
- дела о защите прав потребителей, цена иска в которых не превышает 250 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в 2023 году это составляло 671 000 грн).
Следует отметить, что специфика определения малозначительных споров базировалась на законодательно установленном прожиточном минимуме для трудоспособных лиц.
В Украине эта граница часто меняется в соответствии с экономическими условиями, что соответствующим образом влияет на определение сумм для малозначительных споров.
КСУ указал на то, что определенные размеры цены иска в суммах 268 400 грн и 671 000 грн являются не только значительными, но и превышают установленные в законе размеры прожиточного минимума для трудоспособных лиц и минимальной заработной платы.
В частности, определенный в пункте 1 статьи 19 ГПК Украины размер цены иска превышает 40 минимальных заработных плат и равняется восьми годам получения лицом выплат в случае, если эти выплаты будут равняться размеру прожиточного минимума. По пункту 5 статьи 19 ГПК Украины цена иска превышает 100 минимальных заработных плат и равняется 20 годам получения лицом выплат в размере прожиточного минимума.
Кроме прочего, КСУ отметил, что согласно Европейской процедуре решения мелких исков в странах ЕС (далее — Правила ESCP) процедуру решения мелких исков применяют в случае, если размер исковых требований не превышает 5000 евро. При этом в Украине, чтобы гражданское дело не считалось малозначительным, цена иска должна составлять по официальному курсу Национального банка более 6801 евро, а в делах о защите прав потребителей — свыше 17002 евро.
С учетом вышеуказанного КСУ решил, что правила о «малозначительных» делах нечеткие и не соответствуют конституционным предписаниям и международным обязательствам Украины по обеспечению высокого уровня защиты прав истцов.
23 мая 2024 года Верховная Рада Украины для выполнения вышеупомянутого решения КСУ одобрила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины о гарантировании права на судебную защиту в малозначительных спорах» №11026, которым уменьшены предельные границы определения малозначительных дел.
Следовательно, в гражданском процессе малозначительными будут считаться споры, где сумма иска не превышает 30 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
В административном судопроизводстве делами незначительной сложности будут считаться споры, в которых сумма не превышает 15 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Эти изменения должны помочь людям легче получить доступ к правосудию, а судопроизводство сделать более эффективным.
Целесообразно заметить, что проектом закона не предусмотрены аудит и переквалификация уже открытых производств, поскольку изменения будут распространяться исключительно на новые иски, поданные после вступления в силу этих изменений.
С учетом вышеизложенного, законодатель существенно уменьшает граничную сумму определения малозначительных споров, что будет способствовать повышению эффективности рассмотрения таких дел. Вместе с тем прогнозируется, что принятие этого законопроекта повысит загруженность судов, приведет к нарушению сроков рассмотрения дел, увеличит количество судебных заседаний и, соответственно, судебные издержки.