UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конфискация «российской» энергетики в Украине: первый большой кейс

Автор: Александр Леменов

На днях состоялось судебное заседание в «главной санкционной битве» Минюста. Речь идет о взыскании в доход государства имущества российских олигархов Евгения Гинера, Михаила Воеводина и Александра Бабакова — так называемой лужниковской уголовной группы.

Учитывая количество ответчиков, третьих сторон и их представителей, дело с самого начала было показательным и, безусловно, нелегким. Чего только стоит «судебный цирк», устроенный представителями ответчиков: никчемные отводы судей по надуманным причинам, три десятка представителей разных облэнерго, которые якобы являются реальными собственниками активов, даже проблемы с переводом. Все это было направлено если не на блокирование иска, то как минимум на затягивание процесса.

Читайте также: ЕС видит препятствия для ареста российских активов – Bloomberg

Очередной кейс о конфискации активов российских олигархов и пособников кровавого террористического режима, а также связанных с ними лиц и компаний лишний раз доказывает, что наказания за преступления, особенно против человечности, не избежать никому. Даже если ты вице-спикер Думы РФ, как Александр Бабаков.

В 2018 году и сентябре 2022-го в отношении Бабакова решениями Совета национальной безопасности и обороны Украины были применены санкции, в том числе в виде блокирования активов. Не оставили его без внимания также иностранные партнеры Украины, в частности Канада, Совет Европы, США, Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Япония, Швейцария, Австралия, правительства которых начиная с 2014 года применили разного рода ограничительные меры.

Этот олигарх благодаря устойчивым родственным, дружеским и многолетним деловым отношениям не только в течение двадцати лет организовывал проведение противоправной хозяйственной деятельности на территории Украины, но и фактически приобрел в собственность (через близких лиц и ряд компаний с иностранной регистрацией) объекты критической инфраструктуры нашего государства.

Приоткрыв занавес из связей Бабакова, замечаем, что основными действующими лицами в этой схеме расхищения и постепенного многолетнего подрыва безопасности Украины являются его «одногруппники», а также (как без этого) их жены, дочери, сыновья и компаньоны. В редакции есть развернутая карта связей между тремя ключевыми фигурантами, их женами, включая гражданских жен, проживающих во Франции по четко установленным адресам, бизнес-транзакциями между подконтрольными компаниями в Украине и России за фиктивные (без этого также никак) поставки товаров и предоставление услуг…

Читайте также: В ЕС продолжают спорить из-за замороженных активов РФ — Bloomberg

Банк — вещь статусная

Понятно, что без карманного банка ни один олигарх, а тем более их группировка обойтись не могут.

Так что 27 февраля 2023 года решением Высшего антикоррупционного суда к Евгению Гинеру применили санкцию, предусмотренную пунктом 1-1 части 1 статьи 4 Закона Украины «О санкциях» и взыскали в доход государства его активы — 88,9% акций АО «Первый инвестиционный банк». Этим решением подтверждено, что Гинер через российскую компанию «ООО «ИК «Технопромэкспорт», конечным собственником которой он является, и российскую государственную корпорацию «Ростех» способствует войне РФ против Украины путем изготовления, поставки, хранения и ремонта оружия, боеприпасов, военной техники и других средств.

Следует отметить, что ряд лиц, связанных с Бабаковым, Гинером и Воеводиным, помогали им руководить компаниями на территории Украины, входили в состав акционеров АО «Первый инвестиционный банк» и опосредованно через ряд офшорных компаний владели небольшой долей акций в этом обществе.

Читайте также: Путин подписал указ о «передаче в госуправление» российских активов Danone и Carlsberg

«Групповой» бизнес

Конечно, банк — это всего лишь инструмент, ключевым же элементом бизнес-империи является группа компаний «ВС Энерджи», которую Бабаков, Гинер, Воеводин контролируют через ряд физических и юридических лиц. В эту группу также входят компании VS ENERGYINTERNATIONAL N.V. и «ВС ЭНЕРДЖИ ИНТЕРНЕЙШНЛ Украина».

Для лучшего понимания, активы группы на территории Украины можно разделить на энергетические компании, сеть отелей и «прочее». Всеми ими непосредственно или через ряд иностранных компаний, родственников или граждан других стран реально владеет и распоряжается троица подсанкционных олигархов.

Установлено, что эти лица и сегодня контролируют хозяйственную деятельность восьми энергетических компаний, составляющих критическую инфраструктуру нашего государства.

Группе компаний «ВС Энерджи» удалось приобрести ключевые доли акций этих энергетических компаний и установить контроль над их деятельностью еще с 2000-х. Тогда подконтрольные ответчикам иностранные компании, в частности с регистрацией в Словакии и Нидерландах, входящие в группу компаний «ВС Энерджи», приобрели львиную долю акций перечисленных предприятий.

Указанные подсанкционные лица продолжают сохранять контроль над энергетическими компаниями через связанных с ними лиц, которые являются номинальными собственниками корпоративных прав на неопределенный период и их пользователями.

Подтверждением того, что они фактически владели ими и распоряжались полученными от хозяйственной деятельности средствами, является то, что к «большому удивлению» на многих должностях членов наблюдательных советов в энергетических компаниях находятся лица, занимающие аналогичные должности в предприятиях группы компаний «ВС Энерджи».

Обратим внимание и на сеть гостиничных комплексов, которые им удалось прибрать к своим рукам, и на причины, связанные с этим.

Контроль над компаниями, владеющими гостиничными комплексами, осуществляется через номинальных бенефициаров компании Financiere Egine Holding S.C.A. Уиллиса Дамбинса и Наталию Селиванову (гражданская жена Воеводина).

Управляющей компанией Financiere Egine Holding S.C.A. является компания Financiere Egine S.A., одним из управляющих менеджеров в которой был сын Гинера, а позже менеджерами стали те же Уиллис Дамбинс и Наталия Селиванова.

Эти же компании вместе с другими представляли интересы компаний семьи Бабаковых, в частности в покупке и регистрации объектов недвижимости во Франции.

Не придумав ничего лучшего, эти компании даже открывали счета в одних и тех же банковских учреждениях, а именно — в ПАО «МТБ БАНК» и, как вы можете догадаться, в АО «Первый инвестиционный банк» (бывший банк Евгения Гинера).

Читайте также: Лучше взыскать с России репарации, чем отдать Украине замороженные российские активы – экс-советник МВФ
Читайте также: Украина национализировала активы Ротенбергов, Дерипаски и Гинера

«Другие» активы

Не обойдем вниманием и «прочее» в группе активов, потому что на самом деле это не менее важные для экономики государства компании, которыми продолжают фактически руководить приспешники агрессора. В частности речь идет об АО «Криворожский железорудный комбинат».

Помните феерическую историю, как несколько лет назад украинский олигарх Игорь Коломойский заключил с вором в законе Михаилом Воеводиным договор о передаче одной компании на сумму более 900 млн долл. США? Цель — обход западных санкций со стороны отечественного «бизнесмена» из Днепра. Этой компанией была Kadis Holding Limited. Она же фигурирует в деле против Коломойского, которое сейчас рассматривается в США. Так что участие третьей, «коломойской», стороны в деле не только «зрада».

По нашим данным, Kadis Holding Limited опосредованно владела АО «Криворожский железорудный комбинат», ЧАО «Электрометаллургический завод «Днепрспецсталь» имени А.Н. Кузьмина», ООО «Камаз-Транс-Сервис», ООО «КУА «Реноме-2008», ООО «Венчурные Инвестиционные проекты», ООО «Город Славы» (ТЦ «Метроград»), «УИФК», «Энергопоставка» и ООО «Завод столовых приборов» (где большой долей корпоративных прав в этих предприятиях опосредованно владеет уже упомянутая Financiere Egine Holding S.C.A.).

***

По сути, Бабаков, Гинер и Воеводин хотели избежать санкций и прикрыть свою незаконную деятельность по управлению противоправно полученными активами в Украине путем классического формального переоформления бизнеса на подконтрольных им лиц. Им это не удалось, но это был непростой путь, потому что, собственно, непростым является и сам процесс доказательства реального контроля над активами, у которых другие номинальные собственники. Впрочем, то, что участникам процесса удалось распутать клубок из такого множества разноплановых активов, позволяет надеяться, что и другие кейсы, касающиеся конфискации украинских активов, принадлежащих либо контролируемых путинским режимом, могут быть успешными.

С другой стороны, мы должны понимать, что конфискация — это не конец, а начало истории, и победа не будет засчитана, если потом государство не сможет рационально распорядиться конфискованным. Мы в Trap Aggressor дарим власти идею использования энергетических активов и недвижимости «бабаковцев» после конфискации. Гостиницы и соответствующие недвижимые активы продать, а полученные средства использовать на восстановление энергетической инфраструктуры (в том числе и упомянутых восьми облэнерго), которую так интенсивно разрушали путинские войска. А уже после восстановления и модернизации приобретенным энергетическим активам надо подыскать новых собственников. Конечно, избегая концентрации и российских следов в структурах новых собственников.