UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еще один способ увеличить давление на бизнес — закрыть сведения о судебных решениях

Автор: Сергей Моргун

На третий год полномасштабного вторжения России и действия военного положения 23 мая 2024 года 250 народных депутатов проголосовали в первом чтении за законопроект №7033-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины о предотвращении разглашения отдельных сведений в текстах судебных решений».

Этот законопроект уже был предметом общественной огласки и беспокойства бизнес-среды еще с марта 2023 года. К сожалению, небезосновательно.

Читайте также: «Спасибо Андрею Ермаку!» вместо реформы уголовной юстиции

Какова основная цель законопроекта

Согласно Порядку ведения Единого государственного реестра судебных решений доступ к нему имеет значительное количество лиц — все судьи, работники аппарата судов, члены и уполномоченные работники секретариата Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Государственной судебной администрации, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, а также уполномоченные работники Офиса генерального прокурора и всех правоохранительных органов, от полиции до Национального антикоррупционного бюро и Государственного бюро расследований и их территориальных подразделений.

Следовательно, в случае недоверия друг к другу, когда заблаговременное предупреждение об обыске может привести к уничтожению доказательств в уголовном производстве, такой доступ нардепы хотят ограничить и для этих лиц, что выглядит логичным. Но есть одно но: они хотят ограничить и общий доступ к определениям, которыми отказано правоохранителям в разрешении на обыск, ведь закон запрещает обращаться с такими ходатайствами повторно.

Более того, они хотят еще и заодно засекретить определения об аресте имущества и о временном доступе к вещам и документам, а также об отказе в удовлетворении таких ходатайств, в которых было бы видно, чем эти правоохранители занимаются, о чем немного ниже.

Вторая цель — это на период действия военного положения и на год после его окончания ограничить по мотивам безопасности общий доступ к судебным решениям в уголовных производствах относительно лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных правонарушений против основ национальной безопасности, в сфере охраны государственной тайны, неприкосновенности государственных границ, обеспечении призыва и мобилизации или против установленного порядка несения военной службы. Причем объясняется это тем, что в реестре будут фигурировать должность, место работы и обстоятельства преступления, что будет представлять угрозу национальной безопасности, и на этом тоже сделаем особый акцент.

Читайте также: Как не вернуть 90-е: изменения в УПК для защиты бизнеса от произвола и давления правоохранителей

Законопроект также предлагает ограничить публикацию в текстах судебных решений, открытых для общего доступа:

Что касается такого подхода, то все очень логично. Нет сознательных людей, которые бы не поддерживали эту идею, — зачем предоставлять врагу информацию, куда направлять дроны или ракеты? Есть только два вопроса: почему это положение не было главным и почему так поздно о нем вспомнили законодатели?

Как могут и будут злоупотреблять этими положениями правоохранители

Прежде всего вспомним, что адвокаты, правозащитники, бизнес-ассоциации после введения военного положения такого значительного давления на бизнес всех правоохранителей, кроме НАБУ, не видели уже очень давно.

Не оставались в стороне и работники СБУ, которые очень часто принимали участие едва ли не во всех уголовных производствах на основании поручений следователей полиции и Бюро экономической безопасности. Давление перешло все рамки, и последней каплей было «дело Мазепы», но, как оказывается, таких дел они хотят породить еще больше.

Положение об ограничении доступа к судебным решениям о разрешении на обыск жилья или другого владения лица, доступа к определениям об аресте имущества и временный доступ к вещам и документам, а также об отказе в удовлетворении таких ходатайств является непропорциональным, не отвечает цели таких решений и нарушает право лица на защиту, в частности, и от своевольного вмешательства в частную жизнь, и право на предпринимательскую деятельность.

Открытый доступ к реестру судебных решений мешал и будет мешать нечестным правоохранителям, которые привыкли нарушать подследственность в своих уголовных производствах и «кошмарить» бизнесменов и обеспеченных людей. Под прикрытием «обстоятельств преступления, представляющих угрозу национальной безопасности», они и дальше хотят заниматься экономическими преступлениями предвзято, нарушая подследственность, чтобы этого никто не видел, при этом еще и год после войны.

Существует значительное количество уголовных производств, где обеспеченных бизнесменов на основании допроса работником СБУ обвиняют в сотрудничестве с врагом. Затем все очень просто — имущество и счета арестовывают, подозреваемых сажают в СИЗО, а потом ведут так называемые переговоры.

Читайте также: Контроль над бизнесом: кто в зоне риска

Даже в открытом реестре уже есть сотни таких историй, которые явно развалятся в любом суде и явно никто эти дела не собирается туда передавать.

Кроме того, часть дел, которые относятся к подследственности этого чрезвычайно мощного органа, представляет общественный интерес, ведь касается публичных и высоких должностных лиц, в том числе и силовых ведомств, работавших в интересах России. Утаивание информации о таких лицах способствует возникновению чувства безнаказанности, ведь общество не будет надлежащим образом проинформировано о справедливом наказании для них.

Недоверия к правоохранительным органам нет, поэтому можно поставить такую значительную ширму в их деятельности? Почему вместо того, чтобы решить вопрос на уровне повышения дисциплины этих лиц, кто-то хочет нечестным правоохранителям развязать руки? На этом фоне буквально издевательством выглядит заявление заместителя генпрокурора Д.Вербицкого о создании дашборда с данными Единого реестра досудебных расследований (ЕРДР) о делах против бизнеса.

Поскольку этот закон депутаты должны рассматривать во втором чтении, то еще есть время внести поправки, которые бы сделали невозможным усиление давления на бизнес при соблюдении норм, необходимых для усиления государственной безопасности. Еще есть время мотивировать правоохранителей к прозрачной деятельности.