UA / RU
Поддержать ZN.ua

Путь длиною в 17 лет

Недоступные до недавнего времени (и уникальные!) документы "заговорили" благодаря усилиям членов Совместной польско-украинской рабочей группы.

Автор: Юрий Шаповал

Бытует стереотип: архивные документы могут говорить. В действительности же документы, скорее, способны хранить молчание, особенно если доступ к ним ограничен или закрыт. Документы создаются людьми, и благодаря людям документы "молчат" или "говорят".

Недоступные до недавнего времени (и уникальные!) документы "заговорили" благодаря усилиям членов Совместной польско-украинской рабочей группы - представителей Государственного отраслевого архива Службы безопасности Украины, Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины и Института национальной памяти Республики Польша. Уже 17-й год группа работает над издательской серией "Польша и Украина в 30–40-х годах ХХ века. Неизвестные документы специальных служб".

Издано уже восемь томов. Каждый из них имеет объем около 1000 страниц (у некоторых
объем значительно больше) и начинается вступительной статьей "От редакционной коллегии", характеризующей состояние разработки проблемы, существующие точки зрения, аспекты, нуждающиеся в дальнейших исследованиях, принципы отбора документов и материалов для данного тома. После вступительной статьи представлен документальный массив. В первую очередь это документы из польских и украинских архивов, не публиковавшиеся ранее. Каждый том содержит соответствующий справочный аппарат, комментарии, именной и географический указатели. Издательская серия является, по сути, трехязычной. Тексты приведены на украинском, польском, а также русском языках (последний - язык подавляющего большинства документов коммунистической спецслужбы).

Наша совместная рабочая группа сразу определила принципы, которыми целесообразно руководствоваться, если мы действительно хотим достичь результата, а не постоянно возвращаться к бесконечным и нудным разговорам о "трудных вопросах" прошлого. Один из таких принципов: как можно меньше личностных оценок и рефлексий и как можно больше документов, ранее недоступных специалистам и широкой общественности. Возможно, именно это спасало и спасает нашу совместную группу от фатальных недоразумений, бесплодных дискуссий, взаимных подозрений и обвинений. Хотя - признаюсь честно - исторических оснований для этого, было и есть, более чем достаточно.

На территории бывшего Советского Союза и бывшего европейского "соцлагеря" польско-украинский совместный издательский проект по продолжительности, результатам работы, качеству впервые опубликованных архивных материалов является на сегодняшний день наиболее масштабным межгосударственным научно-издательским проектом. Ведь речь идет об архивах спецслужб.

В совместной рабочей группе я был с первого дня. Как и другим моим коллегам, довольно часто приходилось и приходится пересекать украинско-польскую границу: для архивных поисков, обсуждения содержания публикаций, определения дальнейших планов. Вместе с польскими коллегами мы неоднократно принимали участие в презентациях нашего проекта: в апреле 2010 г. - в Мюнхене (Германия) и Париже (Франция), в ноябре 2010-го - в Торонто (Канада), в апреле 2011-го - в Лондоне (Великобритания), в ноябре 2011 г. - в Мельбурне и Сиднее (Австралия). И вот совсем недавно, в конце 2012 г., состоялась уникальная презентация в Лондоне.

Уникальная, поскольку был представлен англоязычный том, вобравший в себя вступления и самые существенные, интересные и показательные документы из всех уже изданных восьми томов. Мы перевели их на английский язык (чтобы облегчить доступ к архивным раритетам исследователям из разных стран) и сформировали действительно нестандартное издание. Именно его мы представим на днях украинской аудитории в Киеве, а потом и в Варшаве. Что же конкретно содержит этот "эссенциальный" том?

Его первый раздел посвящен польскому подполью. Получилось так, что работа над всей серией началась с проблемы польского подполья в Западной Украине в 1939–1941 годах. Мы изучили архивные уголовные дела польских граждан, арестованных в 1939, 1940, 1941-м годах и позднее. В 1998 г. был издан 1-й том с этими материалами. Предисловие написали тогдашние президенты обеих стран - Леонид Кучма и Александр Квасьневский.

Следующий раздел затрагивает проблему польско-украинских переселений 1944–1946 годов. Очень непростой была подготовка к печати материалов о событиях, называемых "Волынской резнёй" - польско-украинском противостоянии в 1943–1944 годах. Помню, как остро эта тема обсуждалась в Польше и Украине (тогда приближались 60-я, а вскоре уже наступит и 70-я годовщина тех событий). Кстати, мы не торопились печатать том об этих событиях, так как не хотели упрощать обусловившие их факторы, поскольку помнили, какие силы были заинтересованы в экскалации польско-украинского конфликта. Интересно, что в мае 2004 г. рабочая группа трудилась именно на Волыни, на местах тех событий. В какой-то момент показалось, что дискуссия зашла в тупик: тема "Волынской резни" настолько болезненная и контроверсионная, что это всегда отражается на градусе
польско-украинских дискуссий о прошлом. И тогда известному польскому историку, доктору Гжегожу Мотыке (он тогда работал в польской части совместной "команды") и мне было поручено в отдельной комнате подготовить проект вступительной статьи. Мы пришли к выводу, что прежде всего следует изложить взгляды польской и украинской историографии на "Волынскую резню" (какими бы разными они не были) и сопоставить в свете тех неизвестных источников, которые собирались опубликовать. Так и сделали.

Наша группа впервые открыла доступ к уникальным источникам, раскрывающим новые страницы о депортации украинцев (около 150 тысяч человек), оказавшихся на польской стороне пограничной линии, из так называемого Закерзонья (Холмщина, Подляшье, Надсанье, Лемковщина) вглубь Польши. Эта операция, начатая 28 апреля 1947 года, известна как акция "Висла".

Далее речь идет об операции "Сейм", о которой не было известно даже специалистам. Она была организована советской спецслужбой по согласованию с кремлевским руководством с целью уничтожения структур польской Армии Крайовой (АК) и Делегатуры Польского правительства в эмиграции. На территории Украины операция проводилась в 1944–1946 годах. В начальной фазе операции "Сейм", как свидетельствуют документы, советская спецслужба наносила превентивные удары по польскому подполью. Но, чем дальше Советская Армия продвигалась на Запад, тем более конкретные формы приобретала работа польских подпольных структур и тем активнее действовали органы НКВД, которые вели борьбу не только против польского, но и против украинского подполья.

Том седьмой - "Голодомор в Украине 1932–1933" - вышел в 2008 г. с предисловием президентов Виктора Ющенко и Леха Качиньского. Материалы этого тома также представлены в новом англоязычном издании. И наконец, еще один раздел посвящен "Большому террору" 1937–
1938 гг. и проведенной тогда "Польской операции".

Итак, наши многолетние и многотомные наработки теперь изданы в "компактном" формате. Надеемся, это поможет правдиво освещать сложные события из истории Польши и Украины, произошедшие в бурном ХХ веке.