Список убитых и раненых на Донбассе, к великому сожалению, ежедневно пополняется новыми фамилиями. И как бы эти события ни назывались официально, в действительности это - война, диктующая свои, жестокие правила.
Чтобы защищать Украину, на Донбасс едут не только солдаты, гвардейцы, но и медики. Бригады врачей из Львовской области в который раз отправляются на восток - ротация. Во многих городах волонтеры собирают средства на лекарства и перевязочные материалы, готовят индивидуальные аптечки, остро необходимые тем, кто противостоит агрессии. Каждый выполняет свой гражданский долг как может: студенты днепропетровских университетов полдня простояли в очереди, чтобы сдать кровь для раненых. Такая всенародная поддержка крайне важна. Но главная нагрузка ложится на государственную систему здравоохранения, которая (чего греха таить) из-за экономического и кадрового кризиса находится почти в бессознательном состоянии. А количество раненых неустанно увеличивается, счет уже идет на сотни.
Врачи, медсестры, волонтеры, спасавшие от смерти Майдан, заставили всех нас по-новому посмотреть на их труд, оценить профессиональность, самоотверженность, мужество. Сможет ли в сжатые сроки неповоротливая бюрократическая машина так организовать работу всех ведомств, чтобы каждый пострадавший во время военных действий на востоке Украины, получил адекватную медпомощь, которая спасет жизнь и здоровье?
Для координации действий в условиях чрезвычайных ситуаций был создан оперативный штаб, в который вошли представители различных ведомств: министерств здравоохранения, обороны, внутренних дел, службы по чрезвычайным ситуациям, "Укрзалізниці", а также специалисты Академии медицинских наук, санитарно-эпидемиологической службы и т.д.
"Главная задача - обеспечить предоставление своевременной эффективной медпомощи как военнослужащим, так и мирному населению, - объясняет заместитель министра здравоохранения, руководитель штаба МЗ по вопросам организации медицинского обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций Василий ЛАЗОРИШИНЕЦ. - Медики готовы к работе в особых условиях - прошли специальные тренинги, посещали семинары, у многих уже есть соответствующий опыт. Больше всего донимают проблемы немедицинского характера, в частности организация транспортировки раненых. Помните сообщение о двух сбитых вертолетах? Именно они должны были забирать раненых.
На заседании штаба рассматривали этот вопрос. Решили сначала отправлять раненых в те зоны, которые поближе, - так, из Славянска перевозят в Изюм Харьковской области, а уже оттуда транспортируют в военный госпиталь. К величайшему сожалению, в этом регионе их не хватает. В свое время заботились об укреплении западных границ, полагая, что на восток от Украины - братская республика. Поэтому имеем 18 госпиталей по западной границе нашего государства и всего по одному - на востоке и юге.
- Из-за такой дислокации раненых приходится довольно далеко транспортировать, что приводит к потере драгоценного времени. Неужели нет другого выхода?
- Ищем. Минздрав командирует в эти области бригады опытных врачей, чтобы они консультировали и предоставляли помощь раненым. Из киевских больниц в Изюм поехали торакальный и общий хирурги, которые там теперь крайне нужны. Раненых военных направляют в окружной госпиталь в Харькове, принимают их и в Днепропетровскую областную больницу. Также вызывают опытных специалистов из профильных институтов Академии медицинских наук, которые помогают поставить диагноз и назначить эффективное лечение.
- Среди раненых немало людей, не имеющих отношения к армии, - это представители общественных организаций, волонтеры Красного Креста, жители городов, где продолжаются боевые действия. Кто заботится о них?
- Им предоставляют помощь в местных больницах. Этот вопрос на постоянном контроле. На последнем аппаратном совещании докладывали, что всего за помощью обратились 674 пострадавших, из них 330 - уже прооперированы. Все, кто в этом нуждался, получили медпомощь.
- Трагедия в Волновахе, где было много погибших и раненых, в который раз напомнила, чем угрожает недостаток ресурсов в медицине. Что необходимо прежде всего?
-Все проблемы мы постоянно обсуждаем на межведомственных совещаниях, ищем выход. Когда зашла речь о предоставлении помощи на поле боя, проверили индивидуальные аптечки - оказалось, что они укомплектованы кое- как. Хуже того - иногда их нет и в помине.
Пока занимались аптечками, возникла проблема с сыворотками. Несколько человек пострадали от укусов змей, нужной сыворотки не было, с большим трудом ее нашли и доставили. То же касается и сыворотки против столбняка.
Нашей системе здравоохранения не приходилось работать в условиях террористических акций и боевых действий, поэтому и возникает множество неожиданных ситуаций. Больше всего сейчас беспокоит проблема обеспечения медикаментами и соответствующим оборудованием. Мы активно сотрудничаем с Европейским бюро ВОЗ, наша координационная группа собрала заявки со всех ведомств и подала международным экспертам, надеясь на понимание и поддержку. Как нам сообщили, у бюро ВОЗ есть контакты со многими организациями и частными фондами, которые готовы выступить донорами и помочь Украине в это трагическое время".
Ситуация в системе здравоохранения и раньше была непростой. Сегодня же медицина на грани коллапса. Стремительное падение курса гривны привело к значительному (в два-три раза!) повышению стоимости лекарств, перевязочных и затратных материалов. Подскочили цены на проведение процедур, лабораторных анализов и диагностики, почти недоступными для простых граждан стали обследования на МРТ, КТ и пр. А как без этого лечить ранения и травмы?!
Из-за ряда причин как объективного, так и субъективного характера не проводятся тендеры. Фавориты предыдущих торгов прилагают максимум усилий, чтобы удержаться возле бюджетной кормушки. Ради этого не гнушаются ничем: не действует пряник -берутся за кнут. Только несколько фармфирм отправили лекарства как гуманитарную помощь для раненых, а остальные, в ожидании торгов, заняли позицию посторонних наблюдателей. О социальной ответственности бизнеса вспоминают только перед телекамерами.
Постоянно крутится информация, что не сегодня-завтра министра здравоохранения и его заместителей отправят в отставку. Очевидно, предыдущее руководство Минздрава по каким-то причинам нравилось больше.
В СМИ появились сообщения, что правительство, а точнее - МЗ, тормозит пропуск на территорию Украины гуманитарной помощи, куда входят не только фармпрепараты, но и полевые госпитали, которых сегодня остро не хватает в районе боевых действий.
"Надо же было найти какую-то острую тему для повышения своего рейтинга, а самое простое - критиковать министерство и чиновников, - комментирует ситуацию Василий Лазоришинец. -Здесь даже доказательств никаких не нужно, обвиняй в чем угодно - и станешь борцом с коррупцией. Заметьте, количество виртуальных госпиталей, обещанных политиками, увеличивалось с каждым новым сообщением. А после выборов все обещания развеялись словно дым.
Мы прилагаем все усилия, чтобы оперативно решать вопросы ресурсного обеспечения, - используем возможности как нашего государства, так и международных организаций и фондов. Во время встречи представителей МЗ и благотворительного фонда "Врачи без границ - Бельгия" договорились о предоставлении Украине мини-госпиталя, который прибудет как гуманитарная помощь.
Такой полевой хирургический пункт обеспечивает предоставление неотложной медпомощи почти 300 пострадавшим в течение первых трех суток. Это чрезвычайно важно в зоне конфликта, когда из-за боевых действий стационарные медицинские учреждения не имеют возможности организовать адекватное лечение раненых. К тому же существует угроза нападения боевиков на больницы, похищение раненых бойцов, медперсонала и т.п.
В таком мини-госпитале созданы условия для работы хирургических бригад, куда входят хирург, анестезиолог, медицинские сестры. У них есть специальные наборы инструментария для стерилизации, хирургической помощи, всего там 40 позиций.
Мы, учитывая сложную ситуацию, просили 10 таких госпиталей, но, к сожалению, сейчас нам могут передать только один. Когда прибудет в Украину, на заседании штаба решим, где он будет дислоцироваться, и кто в нем будет работать. Конечно, госпиталь развернут там, где он больше всего будет нужен".
К работе межведомственного оперативного штаба активно подключилась Национальная академия медицинских наук, в клиниках которой ведется подготовка к приему большого количества раненых. По словам президента НАМН Украины Андрея Сердюка, в институтах реализуется план неотложных мер, предусматривающий организацию мобильных бригад во главе с опытными врачами, у которых будет все необходимое (медикаменты, инструментарий, автомобили) для срочных выездов на вызовы. Создается запас необходимых лекарств и медицинских средств из собственных резервов, кроме того, академия намерена обратиться к фармацевтическим компаниям с просьбой предоставить гуманитарную помощь с учетом потребностей пациентов, получивших огнестрельные ранения и травмы. Принимать людей, пострадавших в зоне боевых действий на Донбассе, готовы академические клиники не только в Киеве, но и в Харькове, Днепропетровске и Одессе.
Есть в этом списке и Донецк, где работают медицинские учреждения НАМНУ. Но сможет ли там получить медпомощь кто-нибудь, кроме боевиков, - зависит от ситуации. Волонтеры, возвратившиеся с Донбасса, утверждают, что люди в камуфляже с оружием чувствуют себя хозяевами не только на улицах городов, но и в медицинских городках. Так, после боев в районе донецкого аэропорта раненых террористов перевезли в больницу, где они занимают целые этажи, а некоторые стационары используют просто как отели - для отдыха. При этом боевики пристально следят, чтобы врачи не оказывали помощь "бандеровцам", а особенно агрессивные не пускают на прием даже местных жителей.
"Если в горячих точках есть пострадавшие, которым необходима специализированная помощь, пускай обращаются в академические клиники Киева или других городов, - предлагает вице-президент НАМНУ, руководитель оперативного штаба Виталий ЦЫМБАЛЮК. - Наши институты готовы лечить людей, пострадавших в зоне боевых действий.
- Вы приглашаете только тех, кто несет службу на Донбассе - солдат, пограничников, или мирное население тоже?
- Могут обращаться все, кто получил ранение или травмы и нуждается в высокоспециализированной медпомощи. В состоянии повышенной готовности работают, прежде всего институты хирургического профиля - нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, травматологии и ортопедии, урологии и др. Начиная с февраля, когда поступили первые раненые с Майдана, через наши клиники прошли сотни пациентов с огнестрельными ранениями и различными травмами. Они приходят еще и сегодня - долечиваться, на консультации, многим из них необходима помощь психологов.
Травмы были очень разные. Например, в Институт отоларингологии поступали пациенты с разрывами барабанных перепонок от взрывов светошумовых гранат. У многих были переломы челюстей и носа - это следствие избиения дубинками, также обращались с повреждениями гортани, возникающими, когда человека душат.
- Виталий Иванович, какие институты приняли больше всего раненых?
- Институт нейрохирургии им. А.Ромоданова, в котором я работаю уже много лет. У нас было почти 60 пациентов, в Институте ортопедии - около десятка. Туда привозили майдановцев со сложными переломами рук, - похоже, что их жестоко избивали саперными лопатками.
Во время Майдана в институтах были созданы мобильные бригады, выезжавшие не только в городские больницы, но и в госпиталь МВД для оказания специализированной помощи раненым.
Известно, что основная масса пострадавших находится сейчас в Харьковском окружном госпитале. На заседании штаба я предложил перевозить оттуда пациентов, которым необходима именно специализированная медпомощь, в профильные клиники. К нам поступили два шахтера из Донецка, которые имели мужество выступить против сепаратистов и получили за это тяжелые травмы. У обоих - черепно-мозговые травмы, многочисленные гематомы, переломанные ребра и челюсти. У одного из них на левом плече была татуировка - трезубец и слова "Слава Украине". Это вызвало ярость сепаратистов, - осколком стекла от разбитой электролампочки они срезали кожу с татуировкой. Сепаратисты сбили этих людей с ног, потом прыгали по ним, стараясь переломать руки-ноги. Пытали зверски. Лечиться придется долго.
- Кто будет платить за лекарства? Есть ли в клиниках хоть небольшие запасы, которые понадобятся для лечения раненых с Донбасса?
- Хотя финансирование академии недостаточное, все же удалось создать запас необходимых медикаментов. Фонд Андрея Ромоданова, действующий в Институте нейрохирургии, выделил 100 тыс. грн на приобретение шовного материала и инструментария, необходимого для проведения ургентных операций. Этот урок мы вынесли с Майдана, - тогда остро не хватало даже игл и иглодержателей.
Помог и Красный Крест - выделил много шовного и перевязочного материала, кровозаменителей, антибиотиков широкого спектра действия, крайне необходимых в нынешней ситуации.
- Подготовлены клиники, сформированы бригады, собран инструментарий и медикаменты. Осталась "мелочь" - доставить раненого с Донбасса в столичную операционную.
- Это чрезвычайно острая проблема. Оптимальный вариант - доставка раненых вертолетами. Но их мало. Остается автотранспорт. Другого варианта у нас, к сожалению, нет.
Мир уже давно убедился, что лучший вариант для транспортировки людей, которым срочно необходима медпомощь, - вертолет. Еще во время корейской войны американцы поняли: пациентам с нейрохирургической травмой не нужны промежуточные этапы эвакуации. Предоставляется первая помощь - останавливают кровотечение, мобилизуют конечности, обеспечивают дыхание и немедленно отправляют в нейрохирургическое отделение госпиталя. Это не только спасает жизнь, но и дает шанс на полное выздоровление, человек не останется инвалидом.
Кстати, шанс на полное выздоровление получила наша пациентка, молодая девушка, которую прооперировал нейрохирург Николай Гук. Девушка была волонтером на Майдане, там ее ранили в голову. В больнице при обследовании были обнаружены дробинки, застрявшие под кожей и в головном мозге. Во время операции хирурги две дробинки извлекли, а третья осталась. Эта дробинка попала девушке в лицо и через глазную ямку проникла в головной мозг, где и застряла в гипофизе.
Девушке повезло дважды. Во-первых, врачи не рискнули сами делать операцию, а направили в профильный институт. Во-вторых, Н.Гук недавно стажировался в Италии, где осваивал технику эндоскопических операций. Он блестяще выполнил операцию - через носовой ход с помощью эндоскопа добрался к дробинке и извлек ее из мозга. Девушка, пожалуй, в рубашке родилась, - она благополучно выдержала все процедуры и вернулась домой.
- Обошлось без трепанации черепа, кровопотери, продолжительного наркоза?
- Даже прическу не испортили! Специалисты, обучавшие его в Италии, когда узнали об этом уникальном случае, поздравили коллегу и попросили подготовить статью об операции для одного из европейских научных медицинских журналов. Они были потрясены.
В клиниках медицинской академии трудится много опытных, высокопрофессиональных врачей. У нас круглые сутки работает горячая линия, дежурные принимают вызовы, если возможно - направляют бригаду, в ином случае решают вопросы госпитализации в институтскую клинику соответствующего профиля. У наших институтов большой потенциал, они готовы оперативно действовать в нынешних сложных условиях".