UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украине нужны свои «теслы» и «айфоны»: как нам сохранить таланты

Обычная история необыкновенного мальчика

Автор: Оксана Онищенко

Украине нужны свои «теслы» и «айфоны». Почему на кухне мы видим импортную технику? Где наши ученые и инженеры, которые могут развивать технологии, делать открытия, причем так, чтобы эти открытия доходили до конечного потребителя, а не ложились под сукно где-то в научном институте или репозитарии научных диссертаций?

Читайте также: Куда приглашают украинских ученых во время войны

Эти вопросы должны задавать себе все, кому небезразличен человеческий капитал и будущее нашей страны. Можно сколько угодно перекрывать границы или привлекать молодежь дармовым поступлением в университеты, но это не поможет, пока не будет главного — понимания, что научные разработки и изобретения здесь кому-то нужны, а таланты взяты на карандаш и поддержаны.

Разные министры и президенты пытались решить это каждый по-своему: кто-то планировал создать фонд поддержки талантливой молодежи, кто-то — провести рекламную кампанию для молодых ученых с призывом оставаться в Украине, кто-то мечтает о президентском фонде или президентском университете. Но это не очень сработало. Почему? Лучше всего видно на реальных историях. Вот вам пример: в далеком 2020 году черниговский школьник Николай Акулов принял участие во Всеукраинском конкурсе научных работ Малой академии наук (МАН) Украины и выиграл его. У него была интересная разработка, которая очень помогла бы украинским учителям. А что дальше?

Черниговский лицей №32

Николай разработал компьютерную программу, помогающую учителям работать с интерактивными досками. Помните, когда началась школьная реформа НУШ, их массово закупили и установили в школах? Недаром эти доски называются SMART, то есть умные, — у них очень много функций и возможностей. Но ими надо уметь пользоваться, так что в школах и вузах их преимущественно использовали как экран, а наиболее продвинутые пользователи на них рисовали. Но это далеко не все, на что способна интерактивная доска.

Читайте также: В чем нуждаются украинские научные работники во время войны и что они могут дать стране?

Итак, школьник создал компьютерную программу Graph, позволяющую демонстрировать на школьных интерактивных досках опыты и визуализировать процессы по физике, математике, информатике, астрономии и географии. Это очень важно. Не только потому, что естественнонаучное образование у нас в кризисном состоянии. Чтобы проделать качественные опыты, школам нужно иметь реактивы, специально оборудованные кабинеты, а это есть далеко не у всех, поэтому такая программа могла бы стать настоящей палочкой-выручалочкой для школ. Особенно во время онлайн-обучения, когда на пальцах в Zoom не покажешь эксперименты и лабораторные работы. Разработка Николая появилась именно в первый год пандемии, когда учителя ударными темпами овладевали инструментами для преподавания онлайн, искали зарубежные разработки, сайты, платформы — все, что есть у них и что может понадобиться у нас.

«Почему моя программа называется Graph? Потому что в математике есть такое понятие как «граф», — объясняет Николай. — Это, грубо говоря, набор точек и линии, которыми они соединены. Но он может быть более абстрактным. Точки могут быть городами, а линии, которыми они соединены, дорогами на карте, и это можно использовать в обучении географии. Или, например, граф можно использовать для решения транспортных задач по математике. Или для демонстрации и обсчета электрических цепей по физике. В информатике графы могут играть роль логических блоков, соединяя которые можно учиться создавать программы без написания кода, просто соединяя эти блоки между собой, как элементы конструктора».

Читайте также: Как война повлияет на украинскую науку: три риска

Когда Николай разрабатывал свою программу, ему было шестнадцать лет. «Откуда ты все это знаешь?» — удивилась я. «Школьником я часто участвовал в разных олимпиадах — по физике, астрономии, математике, программированию», — ответил он. «Ого! Все говорят о том, что школа настолько нагружает, что невозможно учить все. Многие выбирают предметы, нужные для поступления, а на другие просто машут рукой», — не отступала я. «Нет, я не считаю, что в школе учиться трудно, скорее, стандарты образования очень упали», — ответил Николай.

Конечно, его идея не уникальна, в мире есть и другие демонстрационные программы. Но преимущество разработки украинского школьника в том, что она очень проста в пользовании, имеет украинский язык (что редкость для программного обеспечения) и не привязана к Интернету (во время войны все увидели: это не то, на что следует полагаться). «Большинство программ созданы для профессионалов, то есть для людей, которые уже проучились пять лет в университете, и им не нужны слишком легкие функции, а школьникам именно и нужно что-то легче. Graph содержит лишь материал школьной программы, при этом здесь все максимально облегчено».

Работал над программой Николай сам, без команды, но его поддерживал научный руководитель: «Дмитрий Анатольевич Покрышень — замечательный человек, 24/7 он меня консультировал и помогал. Он доцент Черниговского областного института последипломного образования. Мне посоветовал этого руководителя мой учитель физики, ведь Дмитрий Анатольевич когда-то так же, как и я, был учеником моего школьного учителя».

Скрин из программы Graph

За свое изобретение мальчик получил золотую награду на конкурсе МАН «Будущее Украины», потом получил золото в Международном инновационном шоу INOVA 2021, которое проходило в октябре 2021 года в хорватском Загребе.

«Я никогда до тех пор не бывал за границей, — говорит Николай. — Малая академия наук очень помогла мне и другим, таким, как я. Нам оплатили участие в международном конкурсе — МАН полностью финансирует тех, кто не может себе этого позволить. Малая академия наук делает очень важную работу».

Читайте также: В Украине будут по-новому оценивать качество научных исследований

А вот теперь самое интересное. Николай решил подарить свою разработку, за которую получил награды, украинским школам и университетам. Не продать, а именно подарить. Нет, он не писал и не обращался к чиновникам («А зачем писать, чтобы мое письмо попало в спам электронной почты министерства, куда и так поступает много писем?»). Но говорил об этом там, где мог: на телевидении в выпуске ТСН, куда его пригласили как победителя, в своей школе и Черниговском политехе, где работал его кружок. Однако ни одного предложения либо заинтересованности своей программой не получил. Кроме родной школы и Черниговского политеха, где ее используют и сейчас. Да-да, того самого политеха, откуда родом наш министр образования.

Скрин из программы Graph

«Я делал то, что мог, — говорит Николай. — Ходил на кружки МАН в Чернигове, старался там внедрить свою программу. Слава богу, в моей школе хорошие учителя и у меня с ними хорошие контакты, они использовали мою программу. Всюду, где мог, я говорил, что буду рад сотрудничать. И многие из моей секции МАН, которая называется «Учебные программы», я уверен на сто процентов, были бы тоже рады, если бы их разработки реализовывались. Я был бы рад ошибаться, если бы я действительно увидел статью, что вот школьник что-то сделал, и Министерство образования с ним скооперировалось и помогло продвигать разработку дальше, заинтересовать школы, бизнес. Я был бы рад такое увидеть, но я не видел. МАН делает огромное и очень важное дело, это круто, это важно. Но если Министерство образования организует для школьников конкурсы МАН, то, наверное, было бы неплохо, чтобы лучшие проекты реализовывались, чтобы победителям предлагали сотрудничество. Или как-то помогали распространять информацию об изобретениях, если в них действительно есть нужда».

«Когда ты хотел подарить свою программу, ты же знал, что такие разработки, как твоя, весьма дорого стоят?» — спросила я Николая. «Да, — ответил он. — Мне кажется, что то, что мы разрабатываем для образования и медицины, должно быть бесплатным. Медицина и образование — это то, на чем нельзя зарабатывать. Возможно, это немножко социалистический взгляд, я не социалист, но… так я думаю».

Фото из личного архива Николая Акулова

Сейчас Николай завершает обучение в Соединенных Штатах на fоundation, куда он смог поступить с помощью программы Ukraine Global Scholars. Он  планирует поступать потом в американский университет. Потому что для него важно качество образования и авторитет в мире университетского диплома, а наши университеты проигрывают в этом хорошим иностранным.

Да, наша талантливая молодежь едет за границу, большинство там и остается. Потому что не только качество образования, но и тамошние перспективы для будущей карьеры, возможности для исследований не сравнить с нашими. Талантливые люди нужны всем, ценность человеческого капитала понимают в мире. А мы это понимаем? Я очень хотела спросить Николая, вернется ли он в Украину. Но не отважилась. Потому что знаю, какой ответ боюсь услышать. Однако, уже подготовив статью, таки не удержалась, написала Николаю. «Ну, но ответ таки положительный :), — ответил он мне в мессенджере. — По крайней мере, мой». Я очень хочу верить, что так и будет.

Больше статей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.