Когда мы говорим о мастерстве учителей, то обычно имеем в виду мастерство в преподавании. Но не менее важно и то, как педагог вдохновляет и поддерживает своих учеников, какие ценности демонстрирует. Ведь едва ли не самое важное в профессии учителя — это любовь.
Недавно в Украине состоялась очередная ежегодная церемония награждения лучших учителей Global Teacher Prize Ukraine. В ней была одна необыкновенная номинация — «Выбор сердцем». В этой номинации награждают педагогов, работающих с маленькими пациентами больницы. В этом году премией отметили учителя истории из Днепра Евгения Кравченко. Он не просто учитель, а учитель больничный, поскольку свои уроки ведет в Школе Супергероев, образовательные центры которой открыты при двух днепропетровских больницах. Его ученики — настоящие супергерои, они побеждают болезнь, боль, страх, и помогают им в этом суперучителя.
ZN.UA пообщалось с Евгением о том, как он учит детей в больнице и что дает ему эта работа.
«Помню, когда я приехал в школу впервые, в больнице как раз был детский новогодний праздник, — рассказывает Евгений Кравченко. — Аниматоры, спектакль... А в холле собрались детки из онкогематологии. Кто-то на коляске, кто-то с капельницей. Меня сильно потрясло увиденное, потому что раньше я никогда не сталкивался с такой детской бедой, никогда не видел ее так близко. Хотя некоторый опыт у меня был: моя бабушка умерла от рака, она лечилась дома, мы видели всей семьей, как она угасала. И эта очень тяжелая история потери во многом отразилась и на мне. Я, можно сказать, в какой-то степени побывал на месте родителей, у которых такая большая беда — болезнь ребенка».
— Почему вы решили стать больничным учителем?
— После того новогоднего праздника ко мне «пристали» два замечательных любознательных паренька — Денис и Игорь. Игорь учился в шестом классе, Денис оканчивал начальную школу. Игоря очень интересовал Древний Египет. И вот мы с ребятами после праздника зашли в образовательный центр (учебную комнату) и стали говорить об истории. Они меня не отпускали, я их не отпускал, так и познакомились. Я еще не был тогда работником школы, пришел лишь посмотреть и познакомиться с детьми и коллегами. Думаю, я понял, что буду работать здесь, еще когда переступил порог школы. А это спонтанное занятие с ребятами показало мне, что я принял правильное решение. Увидел, что здесь классные дети и у них огромный дефицит общения и психоэмоциональной поддержки. Я понимал, что могу это им дать как учитель. Ведь учитель приходит в больничную палату из «нормальной» жизни и, в отличие от родителей или врачей, несет что-то новое, не связанное с болезнью и лечением.
Мы стали общаться с Игорем и Денисом постоянно, я часто приходил к ним, хотя тогда официально еще не работал в больнице. С Денисом мы много читали, я приносил ему книги, рассказывал что-то интересное из истории, а он слушал, что-то спрашивал или обсуждал со мной. История — это же «разговорный» учебный предмет, поэтому я рассказывал много интересных легенд и исторических фактов. Каждую встречу я видел, что состояние мальчика ухудшалось, и понимал, к чему все идет. И все равно оказался не готов — когда Дениса не стало, это было для меня очень тяжело. Это был первый опыт, когда ты теряешь ребенка, и я очень надеюсь, что последний. Дениса не стало в тот день, когда я впервые официально вышел на работу как учитель истории Школы Супергероев.
— Чем особенна работа учителя в больнице?
— Здесь ты понимаешь, что едва ли не самое важное в образовании — поддерживать учеников. Как говорит директор нашей школы, мы — государственные репетиторы: подтягиваем знания, даем их, но за них не бьем оценками. Для детей такая ситуация очень странная: как так — нет оценок? Кроме того, что мы помогаем нашим ученикам преодолевать кризис социализации (ведь здесь, в больнице, не хватает общения), мы еще и создаем успешный образ учителя в глазах детей и родителей. Он сейчас очень нужен. Думаю, вы знаете, какие есть проблемы между учителями и родителями, и мы, больничные учителя, можем быть здесь своеобразным мостиком для взаимопонимания.
Сейчас по всей Украине открыто 17 образовательных центров (больничных школ) Школы Супергероев. Прекрасно, что мы есть и что обеспечены всем необходимым, ведь школа пребывает под патронатом первой леди Елены Зеленской. Но хорошо было бы, чтобы эта инициатива распространялась по всей стране, по всем больницам. Чтобы такие школы были хотя бы в каждом областном центре.
— Даже в обычной школе дети не очень хотят учиться, а если они еще плохо себя чувствуют, особенно после тяжелых процедур вроде химиотерапии, мотивировать к учебе еще труднее, наверное.
— Можно сказать, что я — агитатор в Школе Супергероев. Чтобы посещать занятия, родители учеников или даже сами дети заключают договор об обучении. И часто когда дети не идут на контакт и не хотят учиться, я прихожу в их палату, и мы ведем разговор о ценности знаний, в частности — о ценности уроков истории, о том, как незнание прошлого оборачивается ошибками сегодня. Важно мотивировать ребенка, показать ему, как это увлекательно — учиться, открывать что-то новое. И еще мне важно, чтобы у моих учеников исчез страх перед учителем. Это огромная проблема, и в больничной школе, куда попадают дети из разных школ области, я вижу ее в каждой палате, куда прихожу. Учитель пришел, поэтому будет что-то не очень приятное, грустное и скучное.
— В чем ваша сила как учителя?
— В детях. Учительская работа непростая, и когда я только начинал свой путь в обычной школе, было много случаев, когда хотелось уйти. Но это не из-за детей. Думаю, многие учителя меня поймут. В такие моменты меня поддерживали дети. Это могли быть несколько слов, сказанных на перемене, или еще какое-то проявление тепла и любви. И я от этого получал какую-то такую энергию, которая давала силы работать дальше. Больше всего помогает учителю держаться ощущения важности его работы осознание того, что ты на своем месте, поддерживаешь, помогаешь, улучшаешь что-то. Как бы тебе ни было страшно и даже иногда хотелось заплакать от того, что видишь. В Школе Супергероев это ощущается особенно остро.
Я бы мог рассказать множество историй о такой поддержке. Один из моих учеников — вчерашний футболист, паренек-восьмиклассник — травмировался, и его парализовало ниже пояса. Врачи сказали, что шансов на выздоровление немного. Конечно, он очень огорчился. И вот когда ты приходишь к нему на урок истории, а в конце урока видишь улыбку парня, ловишь с ним одну волну, — это невероятное ощущение. Он отвлекается от своей болезни, больничной палаты, затурканного отца, который уже не знает, к кому обращаться за помощью — к каким волонтерам, врачам, в какие центры. Парень просто тебе улыбается, потому что ты сидишь с ним, шутишь, что-то интересное рассказываешь. Ребенок держится. И когда дети демонстрируют такую силу, разве ты, учитель, можешь быть слабым? Сейчас этот мальчик поехал на реабилитацию в другое медицинское учреждение. Не знаю, чем закончилась эта история. Очень надеюсь, что тот маленький шанс, который давали мальчику врачи, все-таки у него будет.
Еще один случай произошел в палате, как я ее называю, травматологии. Я вел занятия для подростков с тяжелыми формами инвалидности от рождения. Сначала меня позвали провести у них получасовое занятие, а продолжалось оно часа два. Эти дети недолго лежали в нашей больнице, я только несколько занятий у них провел, но и работа, и встречи были феноменальными. Невероятно, когда ученик, который пользуется компьютерной клавиатурой и мышкой с помощью ноги (потому что руками не может), обсуждает с тобой аспекты Будапештского меморандума и какие-то сугубо исторические, иногда даже научные темы, о которых подростки вне больницы очень часто не знают. И ты видишь ум, видишь внутреннюю силу, с которой держится каждый из детей. Видишь, как у них появляются улыбки и хорошее настроение. Им становится немного легче, и в этом и заключается твоя роль в первую очередь. Учеба, знания — это важно, и если нужно, я переработаю под этих учеников программы, напишу индивидуальные задания. Я знаю, как их научить. Но прежде всего важно не это, а поддержать детей, установить контакт с ними. И это составляющая обучения — это что-то такое человеческое, что мы ощущаем, но мало понимаем. И Школа Супергероев его раскрывает.
— Все это важно вообще для профессии учителя, не только для того, кто работает в больнице. В последнее время такое понимание учительской миссии обществом и самими учителями теряется. В Школе Супергероев, где рядом идут вопросы жизни и смерти, все лишнее и ненастоящее отпадает, вместо этого на первый план выходят жизненно важные вещи, человеческие, как вы сказали.
— Да. Дети это очень ощущают. Они видят, что ты на них смотришь не сверху вниз, а на уровне или даже снизу вверх. Тогда все получается. Абсолютно. Весь учебный процесс, все знания, которые можно дать, даются. Здесь очень хорошие отношения с родителями, которые видят эффективную работу учителя и понимают, какое важное дело он делает для их ребенка.
— Вы выиграли премию в сто тысяч гривен. На что планируете ее потратить?
— У меня есть мечта — купить портативный проектор для уроков, чтобы можно было проектировать учебные видео или презентации на стену где угодно: в палате, холле, коридоре, столовой. Именно там я иногда провожу наши беседы и занятия. Также я думал приобрести что-то интересное для занятий. Например, игровые наборы, которые приближали бы детей к истории. В частности археологические — там раскапывают скелеты игрушечных динозавров, которые лежат в глине. Эту глину надо разбить маленьким молоточком, а потом откопать игрушку. Это особенно интересно для младших школьников, мы уже попробовали подобное. Таких игр много, я еще не определился, какие именно выберу.
— Влюбились в свою работу?
— Влюбился, да. Мой покойный отец тоже историк, у нас небольшая династия. Я тоже выбрал этот путь, и не хочется с него сворачивать. Очень хочется, чтобы популярность профессии учителя росла. И чтобы в нашей десятке или двадцатке финалистов премии Global Teacher Prize Ukraine было все больше молодых. Хотелось бы, чтобы молодые люди не боялись этой профессии. Хотя не могу сказать, что старшее поколение работает хуже. Иногда видишь учителей лет шестидесяти, но душой они моложе тебя.
Я призываю общество видеть учительскую профессию иначе. И призываю родителей поддерживать учителей, особенно молодых. Хочется, чтобы государство способствовало этому. Чтобы учитель чувствовал себя полезным и нужным, чтобы он был свободным. Чтобы мог думать и учить думать.