30% учеников и учениц не имели постоянного доступа к образовательному процессу в условиях войны, причем на Юге Украины эта цифра достигала 40%, сообщает Государственная служба качества образования со ссылкой на проведенное ею при поддержке проекта «Сопровождение правительственных реформ в Украине».
Пандемия, а теперь война, повлекли за собой изменения в организации образовательного процесса. Дистанционное обучение, воздушные тревоги, отключение электроэнергии, отсутствие связи – все это повлияло на общее среднее образование.
Как говорится в результатах исследования, учитывая постоянную угрозу безопасности участников образовательного процесса, в первом полугодии 2022-2023 учебного года не удалось восстановить очное обучение в полном объеме: 15% учебных заведений работали очно, 33% — дистанционно, 51% — смешано. На Востоке и Юге Украины преобладало дистанционное обучение.
При этом треть детей в условиях войны не имели полноценного доступа к образовательному процессу. Ситуация с доступом к образованию в городах лучше, чем в селах, однако 32% детей из малообеспеченных семей в городах и 46% в селах не имели доступа к образовательному процессу. Среди внутренне перемещенных доступ к обучению имели 86% детей в городах и 80% в селах.
Опрос учителей показал, что ключевыми вызовами в условиях войны, по их мнению, являются нестабильные условия обучения, ограниченность способов организации уроков, снижение мотивации и нестабильное психоэмоциональное состояние школьников и учителей.
Впрочем, отмечают в Службе качества образования, и сами педагоги и руководство школ не всегда проявляли гибкость и адаптивность при планировании образовательного процесса: треть директоров в городах и половина в селах не меняли расписание занятий при смене режимов обучения, а 40% педагогов в городах и 44% в селах не вносили изменений в календарно-тематическое планирование при переходе от дистанционного к очному режиму обучения и наоборот.
В исследовании пытались определить и потери в учебном времени. Несмотря на то, что директора школ потерь не зафиксировали, поскольку по меньшей мере 92% школ различными способами постоянно осуществляли учебный процесс, лишь 40% родителей отметили, что их дети постоянно учились. Причем, на Западе Украины этот процент самый низкий: о том, что их дети постоянно учились, сказали 32% родителей учеников начальной школы, тогда как на Востоке — 50%.
Еще одним признаком военного времени стали перемещения учащихся. Больше всего их зафиксировано на Востоке и на юге страны. С Востока в другие населенные пункты Украины переехали 27% учащихся начальной школы и 23% базовой и старшей. За границу выехали 16% и 14% соискателей образования соответственно.
С Юга в другие населенные пункты Украины переместились 16% учащихся начальной школы и 14% базовой и старшей, за границу – 17% и 14% соответственно.
Среди учителей только в 45% школ не произошло изменений в педагогическом составе. Больше всего на Севере, где только 30% руководителей указали, что изменений в педагогическом составе не было. Среди причин – увольнение по собственному желанию (40%), призыв на военную службу (21%), неоплачиваемый отпуск (14%) и приостановление трудового договора (9%).
Проблемой, учитывая вынужденное дистанционное обучение, и материально-техническое обеспечение. Только половина учеников имели компьютер/ноутбук/планшет, а подавляющее большинство – 74% – использовали для обучения смартфоны. Наименее снабжены техникой для обучения учащиеся младших классов: только 48% из них имеют смартфоны, а 39% – компьютер, планшет или ноутбук.
40% родителей учащихся начальной школы и 23% родителей учащихся базовой и старшей школы отметили, что у ребенка есть один гаджет, который делит с другими членами семьи.
А вот среди педагогов, несмотря на войну, количество учителей, обеспеченных рабочим компьютером, возросло по сравнению с 2021/2022 учебным годом. В селах рабочие компьютеры 71% учителей, а в городах 76%.
Впрочем, 25% педагогов до сих пор не обеспечены рабочим компьютером, а 20% — доступом к интернету в школе. По словам учителей, эта потребность компенсируется наличием личного компьютера — он есть у не менее 90% педагогов — и возможностью работать удаленно.
Проведенное исследование указало и на изменения в психологическом состоянии участников образовательного процесса.
За последний год в условиях войны психологическое состояние учащихся ухудшилось. Почти вдвое, по сравнению с началом февраля 2022 года, увеличилось количество детей, которые чувствуют себя тревожно, напряженно, в полтора раза больше детей указывали на чувство усталости.
На 20% уменьшилось количество детей, чувствующих себя в безопасности, спокойно, энергично и счастливо.
По наблюдениям учителей начальных классов, ухудшились результаты обучения детей по украинскому языку, иностранному языку, математике, литературному чтению.
При этом в селах об ухудшении результатов обучения учащихся говорят больше учителей, чем в городах. О снижении успеваемости учащихся по украинскому языку в селах указывают 57% педагогов, в городах – 44%, по иностранному языку – 52% и 47% соответственно, по математике – 45% и 40%, по информатике – 37% и 25%.
Исследование проведено в декабре 2022 - январе 2023 Государственной службой качества образования Украины при поддержке проекта «Сопровождение правительственных реформ в Украине» (SURGe). «Сопровождение правительственных реформ в Украине» (SURGe) является проектом международной технической помощи, реализуемой кампанией Alinea International и финансируемой Правительством Канады.
Методом онлайн-анкетирования охвачена выборка из 150 школ из всех областей Украины. В исследовании приняли участие 150 директоров школ, 6532 учителя, 10 899 родителей учащихся начальной, базовой и старшей школы и 4324 учащихся (преимущественно десятиклассники).
В системе образования всегда было много проблем, а с войной их стало существенно больше. Редактор отдела образования и науки ZN.UA Оксана Онищенко пообщалась с образовательным омбудсменом Украины Сергеем Горбачевым о самых острых проблемах, которые подбросила украинской системе образования война.