До завершения вступительной кампании остается неделя. Первого августа будут объявлены списки счастливчиков, которые будут получать высшее образование за государственный счет. "Прошли на бюджет", говорят о таких в народе. "Заняли места государственного заказа", правильно формулируют специалисты.
В этом году на выполнение госзаказа правительство выделило на 5,6% средств больше, чем в прошлом. Это, безусловно, приятная новость. Но насколько эффективно они используются? Да и вообще, выполняет ли госзаказ в нашей стране еще какую-либо функцию, кроме распределения средств?
Получить как можно больше мест государственного заказа - об этом мечтают не только абитуриенты, но и учебные заведения, в которые они поступают. Директор Центра исследования общества (ЦИО) Инна Совсун разъясняет: "Существуют нормативы относительно количества преподавательских ставок, которые должны приходиться на определенное количество студентов. Следовательно, чем больше студентов "заказывает" государство, тем больше ставок оно гарантирует университету. Поскольку в украинских вузах научные исследования не проводятся, значительную часть их бюджета составляют зарплаты на преподавание. Поэтому каждый год университеты прилагают все возможные усилия для получения мест госзаказа".
До сих пор вопрос распределения госзаказа решался министерствами и ведомствами в ручном режиме: собрали заявки у подчиненных им вузов о том, чего они хотят (могут), - решили, кого и насколько удовлетворить, - согласовали с Минэкономики - спустили решение на места. "Проблема этой системы в том, что в конечном итоге один человек принимает решение, сколько вузу выдать мест", - откровенно пояснил в одном из интервью экс-руководитель департамента высшего образования МОНМС, а ныне председатель Общественного совета при Минобразования Ярослав Болюбаш.
Потому и не удивительно, что в каждую вступительную кампанию эксперты, представители общественных организаций и руководители некоторых учебных заведений с возмущением заявляли о непрозрачности и субъективности распределения госзаказа.
В этом году ситуация якобы должна была измениться. Ведь с января вступил в силу закон "О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров". Но ожидания оказались напрасными. Никаких революционных изменений не произошло.
По новому закону решение о распределении государственного заказа между вузами принимает конкурсная комиссия при министерстве. И назначает ее опять же министерство. Более того - согласно соответствующему приказу министра Табачника председатель комиссии может самостоятельно "в случае необходимости вносить изменения в состав конкурсной комиссии". Так что на плюрализм мнений здесь рассчитывать не приходится.
Комиссия собирается за закрытой дверью, рассматривает заявки и решает: этому -дам, тому - не дам... После этого информирует вузы о результатах "раздачи слонов", и вступительная кампания стартует.
И чем же эта система отличается от предыдущей? Вопросы честности и прозрачности конкурса по распределению мест госзаказа между вузами (и, следовательно, средств) остаются чрезвычайно актуальными. Как и прежде, нивелируется сама суть государственного заказа. Почему? Эксперт ЦИО Егор Стадный называет несколько причин.
Первая: общественность, как и раньше, не может контролировать процесс распределения мест госзаказа.
"Кабмин объявляет только общее количество. А о том, сколько получил тот или иной университет, государственные заказчики (министерства и ведомства, в чьем подчинении находятся вузы) официально не информируют. Несмотря на массу запросов от общественных организаций, народных депутатов такая информация остается закрытой. Это противоречит закону "О доступе к публичной информации". Но не является нарушением нового закона о формировании госзаказа", - подчеркивает эксперт.
Теоретически об объемах госзаказа общественность может узнать из данных информационной системы "Конкурс", куда они попадают из Единой государственной электронной базы по вопросам образования. Но не все вузы вносят в электронную базу необходимую информацию. Парадоксально, но это тоже не является грубым нарушением. Потому что новый закон не устанавливает сроки подачи информации о количестве бюджетных мест и, значит, позволяет бесконечно затягивать процесс.
По наблюдениям экспертов ЦИО, старательнее всех вносят данные в систему "Конкурс" учебные заведения, находящиеся в подчинении Минобразования. Самые неорганизованные - подопечные Минагрополитики, МВД, а также Харьковская и Одесская юридические академии.
Но даже на обнародованную в системе "Конкурс" информацию следует полагаться весьма осторожно. Эксперты ЦИО обнаружили некоторые несоответствия между общим количеством мест, определенных постановлением Кабмина, и общим количеством всех мест, обнародованных университетами в информационной системе. Например, по направлению PR для обучения на бакалаврате официально выделено 55 мест, а по данным "Конкурса" - 106. На журналистику выделено 295 мест, а по данным "Конкурса" - 312. Где истина, и как это повлияет на зачисление абитуриентов - неизвестно.
Печальный опыт предыдущих вступительных кампаний показывает, что игры с объемами госзаказа могут обернуться для абитуриентов большими неожиданностями. Например, корректировкой объемов госзаказа в ручном режиме (т.е. самими вузами) непосредственно во время подачи документов. Или объявлением дополнительных волн зачисления.
Еще одна причина недоверия к нововведениям в системе распределения государственного заказа - сама процедура проведения конкурса.
"В законе предусмотрены только три критерия конкурсного отбора. Остальное отдается на усмотрение государственного заказчика. Два из них являются не критериями состязательности, а, скорее, критериями допуска к конкурсу: наличие лицензии и соответствующее заключение по аккредитации специальности. Каким образом по этим обязательным критериям можно ранжировать вузы - неизвестно", - подчеркивает Егор Стадный.
Но, очевидно, какой-то секретный способ все-таки существует. Причем абсолютно непонятный для обычных граждан. Эксперты ЦИО наблюдали, как его применяет на практике основной госзаказчик - Минобразования.
Возьмем, к примеру, направление подготовки "право". Как и общественные науки, в этом году оно не является приоритетным для государства. Потому и не удивительно, что даже у лидеров рейтинга Минобразования - КНУ им. Т.Шевченко (первое место) и ХНУ им. В.Каразина (второе место) урезаны госзаказы на подготовку юристов соответственно на 8 и 29%. В подобной ситуации оказались и вузы, занявшие третье-шестое места рейтинга МОН. Но о чудо! - Днепропетровскому национальному университету имени О.Гончара (ДНУ), находящемуся на седьмой ступеньке рейтинга Минобразования, добавили аж 43% мест госзаказа по упомянутому направлению.
Эксперты подозревают, что причина такого неслыханного везения ДНУ - особые связи этого вуза с первым заместителем министра образования Евгением Сулимой. Приказом министра именно этот чиновник назначен председателем конкурсной комиссии МОН по отбору исполнителей государственного заказа.
Интересными оказались для специалистов ЦИО и наблюдения за направлением "журналистика". В этом году потребности государства в специалистах названного профиля сократились на 21%. Такие именитые вузы, как ЛНУ им.
И.Франко и КНУ им. Т.Шевченко, потеряли соответственно 25 и 13% мест госзаказа. А у С.Кивалова в НУ "Одесская юридическая академия" впервые появился госзаказ по этой специальности. Не забыли в конкурсной комиссии и о ДНУ, добавив ему целых 25% по сравнению с прошлым годом.
Анализ распределения госзаказа по направлению подготовки "международная экономика" также удивил. В этом году государство заказало специалистов такого профиля на 7,8% меньше. В самом лучшем даже по рейтингу МОН экономическом вузе страны - КНЭУ им. В.Гетьмана - количество мест по этому направлению сокращено на 14%. В лучшем классическом вузе - КНУ им. Шевченко - количество бюджетников по этой специальности урезали на 10%. А ДНУ снова добавили.
Направление "международная экономика" появилось в этом году во Львовском институте экономики и туризма, получившем на него пять мест государственного заказа. Ровно столько же забрали у другого львовского вуза, находящегося на более высокой позиции в рейтинге МОН.
Сравнение объемов госзаказа в этом году в популярных университетах страны с прошлогодними представляется весьма выразительным:
Эксперты ЦИО составили рейтинговый список вузов, получивших самые большие суммарные объемы заказа от государства. Он выглядит таким образом (в порядке уменьшения количества мест): НТУУ "КПИ", КНУ им. Т.Шевченко, НУ "Львовская политехника", ДНУ им. О.Гончара, Львовский национальный университет им. И.Франко, НТУ "Харьковский политехнический институт", Национальный университет биоресурсов и природопользования, Национальный авиационный университет, Донецкий национальный технический университет, ХНУ им. В.Каразина.
Интересно было сравнить этот рейтинг с независимыми от Минобразования рейтингами вузов, где учитывается мнение работодателей. Мы сосредоточились на самых популярных. Это ТОП-10, составленный журналом "Корреспондент", "Компас" и ТОП-200. Понятно, что эти ранжирования в чем-то отличаются. Но между ними есть много общего. Довольно высокие рейтинговые позиции всюду занимают Киево-Могилянская академия и КНЭУ им. В.Гетьмана. И именно они почему-то отсутствуют в списке тех, кому МОН увеличило госзаказ. Даже наоборот - госзаказ для этих учебных заведений сокращен.
Понятно, что НАУКМА - сравнительно небольшой вуз. И по количеству мест госзаказа не может соперничать с другими университетами. Но так ощутимо уменьшать заказ рейтинговому учебному заведению, имеющему прекрасную репутацию у работодателей, по меньшей мере, - нелогично.
Обласканные же конкурсной комиссией ДНУ им. О.Гончара и Национальный университет биоресурсов и природопользования появляются в десятке лидеров только в одном из трех рейтингов - ТОП-200.
Еще одна причина для сомнений в эффективности госзаказа - его оторванность от рынка труда. Необходимо, чтобы заказ государства не только учитывал нужды рынка, но и влиял на него.
В этом году стране нужны были ІТ-специалисты (заказ на них возрос почти на 4%) и специалисты по направлениям, связанным с сельским хозяйством (1,09%). Но в то же время, по подсчетам экспертов ЦИО, популярные среди абитуриентов области общественных наук, бизнеса и права претерпели самые большие сокращения (на 5,54%). Сократился также заказ на инженеров (на 4,46%), гуманитариев (на 3,27%), педагогов (на 4,24%), специалистов по естественным наукам (на 1,16%).
Возможно, такие шаги имеют смысл и учитывают тенденции рынка. Но как бы государство ни увеличивало или ни уменьшало заказ по определенным направлениям, это существенно не изменит деформированного рынка труда. Поскольку у нас существует контрактная форма обучения.
"В странах Европы (кроме Великобритании) высшее образование является бесплатным и финансируется государством. Благодаря этому государство имеет больше механизмов влияния на рынок труда. В нашей стране ситуация иная. Например, до 2007 г. на места госзаказа по направлению "общественные науки, право и бизнес" поступило около четверти абитуриентов. А сегодня среди выпускников вузов таких специалистов аж 45%. Настолько значительный разрыв стал возможным именно благодаря контрактникам. Пока существуют два пути получения высшего образования, нет смысла говорить об эффективных механизмах формирования рынка труда, стратегическом планировании развития страны", - считает эксперт.
Государственный заказ на подготовку специалистов - чрезвычайно мощный инструмент развития экономики страны. Он должен не только реагировать на вызовы рынка труда, но и активно вмешиваться в формирование последнего. Без этого инновационное развитие страны невозможно.
К сожалению, сегодня у нас госзаказ кое-как выполняет только одну функцию - распределение средств между вузами. Все другие просто не работают. Это так же эффективно, как, например, колоть орехи мобильным телефоном. Изменить ситуацию можно только решившись на кардинальные реформы.
P.S. Когда верстался номер, стало известно о новом примере манипуляций с госзаказом. В разгар вступительной кампании ДНУ обновил свои данные в электронной базе, уменьшив количество бюджетных мест. Такие изменения университет объясняет тем, что ранее обнародовал свои предложения к МОН, а не утвержденные данные. Однако, как известно, министерство официально уведомило вузы об утвержденных объемах госзаказа еще до 1 июля. Остается только посочувствовать введенным в заблуждение абитуриентам ДНУ.