Правила не только облегчают воспитание счастливого, уверенного в себе ребенка, они просто жизненно необходимы. Все попытки воспитать ответственного, готового к сотрудничеству ребенка без соответствующих его возрасту ограничений чреваты неудачами и стрессом. Уравновешенный и способный к саморегуляции взрослый начинается с ребенка, который поначалу, пока не научится самостоятельно регулировать собственное поведение, соблюдает правила, установленные старшими. Поэтому, когда мы понимаем, зачем нужны правила, нам легче осознавать их важность и отказаться от стереотипа, что они угнетают свободный дух ребенка.
Правила готовят детей к реальному миру
Правила — это те ограничения и границы, которые обеспечивают основу для понимания, чего именно ждут от детей в школе, дома или при общении с друзьями. Кроме того, правила — это естественная часть нашей жизни, когда наличие инструкций помогает справляться со сложными ситуациями.
Четкие, последовательные и справедливые правила ослабляют борьбу за власть
Нет, дети не перестают то и дело испытывать границы взрослых. Однако когда взрослый последовательно, не теряя позитивного настроя, руководствуется понятными детям правилами, они если не с первого, то с сотого раза поймут, что вряд ли получат запрещенное.
Правила успокаивают детей
Благодаря правилам дети интуитивно понимают, что им нужен взрослый, готовый взять на себя ответственность. Соответственно, они рассчитывают на то, что мы будем их направлять, воспитывать и корректировать их поведение.
Правила обеспечивают ощущение порядка
Правила помогают детям предугадать, что будет потом. Предполагаемые действия, распорядок дня, последовательные шаги в воспитании формируют чувство доверия и безопасности. Когда ребенок знает, чего ожидать и на кого полагаться, он уверенно познает мир и развивает новые умения, ведь развитие человека основывается на проектируемом прогнозе будущего, как утверждают специалисты. Понимание этого очень помогает учителям способствовать развитию учеников, а ученикам — получать удовольствие от обучения.
Четкие инструкции — один из элементов учебной мотивации детей
Правила и критерии выполнения заданий, понятные ожидаемые результаты гораздо больше помогают детям успешно обучаться, нежели пространные объяснения учебного материала учителем. Кроме того, дети довольно часто отказываются выполнять какую-либо работу не потому, что неумелы или ленивы, а потому, что просто не знают, с чего начать или чего от них ждут. Впоследствии, по мере взросления, именно правила помогают ученикам освоить тайм-менеджмент, планировать собственную деятельность, становиться более самостоятельными и мотивированно делать здравый выбор.
В установлении правил есть свои правила
Правило первое — детям нужно чувствовать, что они влияют на собственную жизнь. Это их мотивирует и внушает им чувство собственной значимости. Поэтому следует привлекать детей к установлению правил. Это нужно на уровне и семьи, и класса, и школы. Часто от взрослых можно услышать фразы: «Мы же договаривались» или «У нас такие правила». И возникает вопрос — а была ли договоренность? Может, было только решение взрослого? Мы готовы нести ответственность, когда принимали решение лично. Если же решение принято за нас, мы будем искать оправдание своему безответственному поведению. Дети ведут себя так же.
Второе правило — когда речь идет о соблюдении правил, взрослые должны быть последовательны и логичны. Детям нужно знать о последствиях как плохого поведения, так и хорошего. Хорошее поведение поощряется, а за нарушение правил, к примеру, отбирается какая-то привилегия. Однако иногда взрослые в своих решениях непоследовательны. За одно и то же нарушение сегодня могут наказать, а завтра — нет. Или не осуществить угрозу. К примеру, подросток нарушил правила пользования телефоном. Родители могут сказать, что заберут телефон на неделю. Но сделают ли это, учитывая необходимость связаться с ребенком после уроков? Или, к примеру, учитель грозится выгнать из класса за нарушение поведения, но это невозможно, поскольку он несет ответственность за ребенка на уроке. Пустые угрозы мешают ребенку научиться быть ответственным. Он усваивает месседж, что ваши правила не имеют значения. Непоследовательность взрослых сбивает детей с толку. Итак, правила работают только тогда, когда выполняются.
Третье — мы часто слышим от взрослых приказы детям, чего делать нельзя. Однако дети лучше реагируют на то, что делать можно. В связи с этим следует формулировать правила в позитивном духе, например: «В нашем классе все уважают друг друга» — вместо «Не отбирай у одноклассника его вещи». То есть избегаем частицы «не». И обязательно нужно хвалить детей за то, что они что-то делают правильно. Такие вещи стоит замечать и отмечать. А вот ворчание или крик, когда дети что-то делают не так, бесполезны.
Четвертое — правил не может быть много, максимум — десять. Чем больше правил, тем ниже вероятность того, что дети запомнят их и будут выполнять.
Пятое — правила должны соответствовать возрасту ребенка. Чем старше ребенок, тем больше следует расширять границы ограничений, чтобы он утверждался в самостоятельности, мог брать на себя ответственность, поскольку именно это помогает ему становиться более автономным.
Шестое и последнее правило — это гибкость. Правила необходимо корректировать в зависимости от обстоятельств, например, на летний период. Но детям стоит знать, что это особые условия на определенное время, а не изменение правил навсегда.
В периоды неопределенности нужно создавать ощущение предсказуемости. Даже если простые ежедневные действия отличаются от привычного расписания, они все равно дают детям возможность понять, что будет происходить в течение дня или недели, а именно это и делает их жизнь прогнозируемой. В трудные времена распорядок дня, регулярные рутины помогут ребенку избежать стресса. Переезд, карантин, резкие перемены лишают детей привычного образа жизни. Создание нового распорядка, определение регулярных действий и правил сработают как зонтик, помогая оградить детей от стрессовых и разрушительных последствий перемен.
Больше о том, как учителям работать с правилами и эффективно устанавливать их в классе, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «НУШ: базовое среднее образование», созданном общественным союзом «Освіторія» при поддержке Министерства образования и науки Украины и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).