Как школы готовились к новому учебному году, с какими идеями и какими проблемами его начали? Об этом ZN.UA расспрашивало Елену Фиданян, директора департамента образования и науки Киевской городской государственной администрации. Она пришла на должность руководителя департамента сразу после Майдана. Среди романтиков, которые искренне хотели изменений и готовы были упорно работать для этого. Несмотря ни на что.
Именно Киев был первым городом, где директоров школ и детсадов начали назначать по результатам открытого публичного конкурса. И это не единственная идея, рожденная в столице.
- Елена Григорьевна, как возникла идея конкурса для директоров школ?
Итак, мы подумали, что механизм назначения можно оставить тот же, но перед этим организовать открытое общение с претендентами на должность и выбрать на каждую школу лучшую кандидатуру. А затем рекомендовать ее районным управлениям образования. Они, как и мы, конечно, не знали лично многих наших победителей. Поэтому нам приходилось разговаривать и убеждать. За все время существования конкурса был только один случай, когда нашего победителя не назначили директором.
- Сколько конкурсов уже прошло?
-Шесть. В них участвовали 240 кандидатов, претендовавших на 97 вакантных должностей.
- Кто входит в состав жюри?
-Родительская общественность, специалисты-ученые, представители действующего директорского корпуса, депутаты Киеврады. Среди 11 членов жюри только один представитель департамента образования, выполняющий функцию секретаря. Мы здесь представлены как сервисный центр, задача которого - проводить организационные мероприятия (сообщить участникам и жюри о месте собрания, обеспечить условия для их работы).
Недавно мы дискутировали с коллегой из районного управления образования, которая сказала: мы нанимаем директора, платим ему зарплату, а вы не допускаете нас в состав жюри. Мы предлагаем, чтобы представители районных управлений присутствовали на отборе, чтобы они стали "охотниками за мозгами". Чтобы не мы убеждали управленцев - "посмотрите, какой талантливый и умный человек, он сможет развить учебное заведение, помочь ему", а чтобы они сами между собой боролись за профессионального, креативного руководителя.
- Были ли случаи давления на членов жюри?
-Конечно, были звонки, досадное "телефонное право": "возьмите этого хорошего человека". Но я всем объясняю: "Уважаемые, у нас очень независимое жюри, я на него не влияю". Кстати, в это мало кто верит, но это так и есть. Должна вам сказать, что иногда жюри очень долго заседает, ведутся горячие дискуссии. Когда уже отбор завершен, мы встречаемся с членами жюри. У меня могут возникать вопросы, а они аргументируют, почему выбрали того или иного человека, почему считают его лучшим. Последний конкурс транслировался в онлайн-режиме на канале Youtube. Так что и родители, и педагогические коллективы школ видели претендентов и процедуру отбора. Ну и, конечно, это было важно для того, чтобы не было подозрений относительно прозрачности и объективности отбора. Мы предупредили всех участников, что их выступления будут демонстрироваться в режиме онлайн, это было их право - решать, идти или не идти на отбор.
"Хорошим людям", которых настойчиво предлагают по "телефонному праву", ничто не мешает прийти на конкурс и продемонстрировать публично, в честной борьбе, свою способность хорошо руководить учебным заведением.
Разумеется, все участники конкурса не могут быть победителями, недовольные иногда назойливо пишут жалобы во все учреждения: "Ваше жюри коррумпированное!". На нас, кстати, дважды подавали в суд, но суды признали отбор законным.
- Со временем назначение директоров школ по результатам конкурса все же получило юридическую поддержку, - есть специальное постановление Кабмина, принятое в октябре 2015 г.
-Да. Но этим постановлением, кстати, недовольно именно жюри. Указанный документ усиливает роль госслужбы и бюрократической машины. В сущности, согласно этому постановлению процедура отбора уже не будет такой демократичной.
- Ваша идея пускает корни в других городах?
-Есть города, которые идут нашим путем. Представители управлений образования и жюри из других регионов иногда приходят на наши пресс-конференции, где мы презентуем результаты конкурса. Я знаю, что коллеги из других городов смотрели и наш последний конкурс в режиме онлайн.
- К новому учебному году и ремонт в школах, и обновление материальной базы делались преимущественно за родительские средства. Еще одно киевское новшество - интерактивная карта с информацией о средствах, выделенных государством на каждую школу.
-В 2014 г. пошли жалобы от родителей по поводу того, что администрации школ требуют средства на ремонт. Родители возмущались - дескать, при этом департамент образования рассказывает, что город тоже выделил на это средства. Поэтому мы сделали информационную карту, где четко написано, в каком учебном заведении какие ремонтные работы финансируются городом. Этой карте уже два года.
- Например, директор просит родителей выделить средства из благотворительного фонда на пластиковые окна, а на карте видно, что школа получила на это бюджетное финансирование.
- Да. Но здесь надо учесть такой нюанс: бывает, что городские средства выделяются на замену не всех окон, а только одного этажа, например. Тогда руководитель школы может обратиться к родителям: давайте определимся, где у нас самый холодный учебный кабинет, и установим новые окна и там. Бывало и такое, что родители писали нам: "Вы обозначили на своей карте, что нашим детям заменят окна. Их заменили в кабинете директора, а у детей как было, так и осталось". Мы выехали по жалобе, увидели - так и есть. Теперь, когда у нас меняют окна, после окончания ремонта мы заходим в кабинет директора. Должна вам сказать - нынче за городские средства окна в кабинете директора не меняют. Во время последнего объезда учебных заведений мы увидели даже такую картину: за бюджетные средства окна заменили во всех кабинетах первого этажа, кроме кабинета директора (он тоже на первом этаже).
Продолжу относительно нашей карты. Она дает важную информацию не только родителям, но также директорам школ и детсадов. Потому что все учебные заведения видят, кому и сколько средств выделено. Чтобы не было разговоров - "такой-то школе постоянно что-то выделяют из городского бюджета, а нам десятилетиями ничего не дают". Нет школ-любимцев, все в одинаковых условиях.
В этом году в Киеве выделена рекордная сумма средств на ремонтные работы. Однако этого мало. Потому что много лет средств в нужных объемах не выделяли. И для того, чтобы закрыть все вопросы, необходимо еще много их выделять.
- В нынешнем учебном году будут проблемы с учебниками?
-Да, проблемы есть. Прежде всего это касается учебников для первых классов. Они напечатаны в 2012 г. и рассчитаны на количество первоклассников, которое было тогда. За это время стало больше учеников первых классов. Но перепечатывать для них учебники и тратить бешеные деньги нет смысла, ведь с сентября 2018 г. планируется переход на 12-летнее обучение (если ВР примет закон "Об образовании"). Следовательно, будут другие программы, а значит, и другие учебники.
В Киеве в этом учебном году планируется открыть на 98 первых классов больше.
Начальную школу ждет расширение не во всех учебных заведениях, а там, где работают мощные педагогические коллективы. Есть школы переполненные, а есть заполненные наполовину. Поэтому мы сейчас принимаем решение о рациональном использовании помещений - разрешаем переполненной школе разместить свои классы в соседней полупустой. При этом наталкиваемся на яростное сопротивление не учителей, а родителей, которые не хотят переходить даже в соседнее помещение. Сопротивление оказывают и громады полупустой школы - "мы не пустим сюда других детей". И наши объяснения, что чужих детей не бывает, что никто не пострадает, никого не интересуют. Мало того - к таким конфликтам начали подключаться и некоторые депутаты, которые приказывают нам: "Пусть стоит полупустая школа, но вы не имеете права туда заводить другие классы". Так они пиарятся и делают себе имидж защитников.
Но давайте подумаем: почему громада должна оплачивать отопление, свет, воду в полупустой школе? Почему мощный коллектив, который способен и хочет учить больше детей, не может их набрать? Если единственная причина - это нехватка помещений, так вот же они стоят пустые совсем рядом.
Если бы сейчас был введен т.н. школьный ваучер - принцип "деньги ходят за ребенком", то произошел бы естественный отбор, даже в Киеве часть школ закрылись бы сами собой. У них просто не хватило бы средств на отопление-освещение и на зарплату учителей. А мощные школы получили бы дополнительные возможности.
- Кроме первоклассников, у кого еще возникнут проблемы с учебниками? Как указано на сайте вашего департамента, четыре издательства ("Наш час", "Грамота", "Астон", "Освіта") отказались печатать отдельные учебники для учеников 4 и
7 классов.
- Для 8 классов учебники покупает министерство образования. Как и было по старой системе. В город Киев они поступают ежедневно. Их уже больше половины. Издатели уверяют, что активно их печатают.
Хуже с учебниками для 4 и 7 классов, которые должны печататься за средства местных громад. Помните проголосованный Верховной Радой Закон Украины "О бюджете на 2015 год"? Согласно ему 50% учебников купило государство, а 50% должны докупить местные громады. Почему это хуже? Потому что дробление средств на регионы, а в некоторых регионах - на районы привело к измельчению заказов издательствам. Впоследствии некоторые издательства вообще отказались печатать определенные учебники: говорят, что это для них нерентабельно, они не могут давать такую цену, как тогда, когда был большой заказ для всей Украины. А несколько издательств накануне 1 сентября написали нам письма - попросили перенести доставку учебников либо на 1 сентября, либо даже на 1 октября, потому что они, во-первых, не успевают все напечатать, и во-вторых - учебники не могут напечатать по прошлогодней цене, потому что меньше тираж и подорожала бумага.
Информацию о ситуации с учебниками вместе с письмами издательств мы разместили на сайте департамента. Почему мы это сделали? Если накануне учебного года дети не получили учебники, у родителей срабатывает стереотип: пойти в магазин или на книжный рынок и купить для своего ребенка учебник, ибо неизвестно, будет ли он выдан вообще. Поэтому мы обращаемся и к учителям, и к родителям - не покупайте учебники. Издательства нам пообещали, что выполнят заказы. Просто они не успевают своевременно это сделать.
Другое дело - почему они не успевают напечатать учебники за государственные средства, но успели отдать их в магазины и на книжный рынок? Я считаю, что здесь нам всем надо объединиться и не повестись на то, чтобы тратить средства из своих семейных бюджетов на приобретение учебников.
В этой ситуации в начале учебного года может быть сложно учителям. Но половина учебников у них уже есть. Следовательно, можно раздавать по одному на парту.
- Предполагается ли создание качественных электронных учебников? Родители покупают электронные книги, но закачать туда нечего, - в Сети гуляют только некачественные отсканированные копии учебников, а хороших электронных версий очень мало.
- У нас практически нет электронных версий учебников, потому что издательствам было неинтересно этим заниматься. Нет спроса. Хотелось бы, чтобы электронный учебник был не просто аналогом бумажного, а чтобы он был мультимедийным - чтобы, кроме текста, в него были заложены к определенным темам или части документального фильма, или видеозапись опыта и т.п.
В этом году мы внедрим пилотный проект и закупим носители и электронные учебники для учеников 5 классов 14 школ. Во время изучения рынка электронных учебников выяснилось, что из 13 электронных учебников для 5 класса только 4 -мультимедийные.
Мы понимаем, что, перейдя на электронные учебники, можем получить критику от медиков. Поэтому к своему проекту планируем приобщить и их. С другой стороны, когда ребенок носит тяжелый портфель с бумажными книжками, это тоже отрицательно сказывается на его здоровье.
Еще один аргумент в пользу электронной книги. Согласитесь, иметь учебник по информатике, который печатается, по нормам, раз в пять лет, это нонсенс, - он устареет быстрее, чем пожелтеют его страницы. А в электронный учебник можно вносить изменения. Зачем нам закупать бумажный учебник по музыке, например? Возможно, лучше мультимедийный, из которого ребенок может услышать классические и современные произведения в исполнении виртуозов?
- Перед началом нынешнего учебного года все большую популярность приобретала идея отказа от школьной формы. Но ее так и не отменили.
- Да, родители просят отменить форму. Мы не можем этого сделать, потому что школьная форма внедрена еще указом президента Кучмы. Идея была неплохая - избежать социального неравенства. В указе не сказано ни о цвете пиджачков и юбочек, ни о жилетках… Все эти прихоти появились позже, по инициативе учебных заведений. И здесь уже начали жаловаться родители - и на качество, и на цену, и на принуждение покупать школьную одежду только у определенного производителя.
- Заказ школьной формы в определенных фирмах за откаты - это выгодно для непорядочных директоров.
-Да. У нас были прецеденты. Одного директор уволили.
МОН обращалось с предложением об отмене президентского указа, чтобы дети в школе просто придерживались делового дресс-кода. А для этого специальный указ не нужен. Ведь нет же указа президента о форме для депутатов или чиновников. Но, к сожалению, указ о форме не отменен. Думаю, не последнюю роль здесь играет лоббирование интересов легкой промышленности.
- Очень важная составляющая школьной жизни - расписание уроков. Часто бывает так, что в один день стоит куча сложных предметов, а в другой - наоборот. На первых уроках - рисование, музыка или другие "легкие" уроки, а в конце дня - физика или математика. Понятно, что существует ряд объективных причин, которые не позволяют школе составить удобное и, я бы сказала, гуманное расписание (нехватка помещений, график работы, загруженность учителей и т.п.). Понятно, что администрации школы чрезвычайно трудно учесть все пожелания. И все же, существуют ведь какие-то требования и правила?
-От правильно составленного расписания зависят здоровье ребенка, его успехи в учебе и, наконец, настроение, с которым учитель идет на урок. Есть специальные гигиенические требования к расписанию уроков. По действующим нормам, составляя расписание, "необходимо учитывать динамику умственной трудоспособности учеников в течение дня и недели". Самая высокая активность умственной деятельности у детей школьного возраста приходится на интервал с 10 утра до 12 дня. "Потому в расписании уроков для младших школьников предметы, требующие значительного умственного напряжения, должны проводиться на втором-третьем уроках, а для учеников среднего и старшего возраста - на втором, третьем, четвертом уроках" - записано в нормативных документах. Это означает, что такие уроки, как математика, физика, иностранный язык и др., для учеников среднего и старшего возраста должны проходить на втором, третьем, четвертом уроках. Неодинакова умственная деятельность учеников и в разные дни учебной недели: ее уровень возрастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому учебную нагрузку на протяжении недели надо распределять так, чтобы самый большой ее объем приходился на вторник и среду. Именно в эти дни необходимо ставить в расписание предметы, требующие большого умственного напряжения, или те, что не дают значительной нагрузки, но в большем количестве, чем в другие дни недели. Существуют и другие гигиенические требования к расписанию. Детальнее их можно прочитать в специальном документе, который называется ГСанПиН (Государственные санитарные правила и нормы). Советую почитать приложение №6.
Министерство образования накануне нового учебного года инициировало ряд изменений, направленных на разгрузку учеников. Однако многое будет зависеть не только от программ, но и от тех, кто ежедневно работает в классе, кто администрирует работу школы. Расписание уроков - это крайне важный вопрос, которому мы уделим много внимания.
- Традиционно 1 сентября ассоциируется у нас с праздничной линейкой. В этом году вы разрешили школам самостоятельно определять формат проведения праздника.
-Действительно, наш департамент выступил с такой инициативой. Я бы хотела, чтобы наши учебные заведения были свободными. И для этого не нужны специальные регламентирующие письма от Фиданян.
А вообще, хочу поздравить всех детей, коллег-педагогов, родителей с праздником - началом нового учебного года. Желаю всем нам окрыления, вдохновения, осуществления всех планов и замыслов.
Сегодня утром я услышала, что в Луганской области начнут работу не все школы. Часть их была уже отремонтирована, но снова попала под артиллерийские обстрелы... Желаю всем нам, чтобы все украинские школы гостеприимно открывали свои двери, чтобы в их стенах звучал детский смех. Мира нам, нашим детям, нашей земле!