«Ваши дети выглядят потерянными, — говорят замечательные эмпатичные немецкие учителя украинской маме. — Мы хотим понять причину».
«Действительно, загадочно», — отмечает украинская мама на странице в Фейсбук.
Непонимание немецких (итальянских, польских — нужное подставить) учителей иногда задевает, но объясняется просто: они не ощутили на себе, что такое война. Только слышали о ней. А как дома, в Украине?
А у нас — воспитание ребенка в условиях военного времени.
Родители пытаются наладить быт и хотя бы немножко спланировать свое будущее. В этих условиях многие радуются, что просто остались живы. Хотя это тоже может быть непростой задачей, если, кроме своей жизни, ты потерял все остальное.
Но есть вещи, которые включены в жизнь ребенка несмотря ни на что. Например, организация образовательного процесса.
Сейчас многие дети сменили свои школы. Много новых учителей возьмут уже сформированные классы. Это может повлиять как на адаптацию учеников к учебному процессу, так и на успеваемость в целом.
Мы можем купить ребенку новый рюкзак, набор канцтоваров и школьную одежду. Но мы не можем закрыть глаза на перемены в поведении наших детей. Мы не можем требовать от них концентрировать внимание 45 минут, зная, что в любую минуту все могут побежать в укрытия. Есть естественные физиологические реакции, возникающие в ответ на пребывание в стрессовых и травматических событиях.
На первый взгляд, эти реакции очень похожи на типичные трудности в школе.
Сложность с концентрацией внимания легко спутать с невнимательностью; потребность часто выходить в туалет — с игнорированием правил; тревожность — с неуважением к учителю; снижение когнитивных функций — с нежеланием учиться; страх идти в школу — с капризом; стыдливость своего тела из-за получения инвалидности — с нежеланием иметь друзей.
И мне бы хотелось, чтобы хотя бы в этом родители нашли поддержку со стороны учителей.
Да, у педагогов возникли дополнительные вызовы в организации учебного процесса в условиях военных действий: позаботиться о безопасности детей, оптимизировать образовательные материалы без лишних дополнительных затрат, уметь распознавать признаки травматического стресса, оказывать первую психологическую помощь, работать в переполненных классах, иметь план преподавания материалов для он/офлайн обучения и т.п.
А родители действительно ответственны за воспитание своего ребенка. Они приучают к дисциплине, вежливости, обучают способам урегулирования конфликтов, ответственности. Лелеют в них ценности и развивают в целом. Но даже они не могут предвидеть, как именно повлияют нынешние события на ребенка. Даже больше, сейчас они должны найти баланс между «ребенок и так натерпелся, зачем его трогать» и «жизнь продолжается, а следовательно, и требования тоже должны быть».
В идеале учителя должны были бы учитывать новые вызовы сегодняшнего дня в образовательном процессе, а родители — принять изменения и помогать своим детям наладить школьный процесс. Так строится единая система поддержки ребенка.
А фактически — истощение, вторичная травматизация, неопределенность, большая нагрузка и плохое самочувствие приводят к тому, что все ищут виноватых.
Конечно, родители считают виноватыми учителей, потому что именно они предоставляют образовательную услугу.
Учителя обвиняют того, кто отвечает за ребенка, — родителей. Не досмотрели, не воспитали, не развивали, не отреагировали….
За детей отвечают родители. Безусловно. Они могут допускать ошибки в воспитании. Но означает ли это, что во всех трудностях, возникающих у детей, виноваты их родители?
Нет.
Есть еще разные обстоятельства, которые никто не планировал и к которым никто не был готов. Например, война.
И все же я не хочу перекладывать все негативные перемены, которые могут проявиться в ребенке, на травматические события. Это тоже было бы неправильно.
Поведение ребенка определяют многие факторы: модель поведения в семье, реакция окружения, темперамент ребенка, генетическая склонность, традиции, социальное окружение, верование и тому подобное.
Оставим судьям процесс поиска виноватых и назначения для них наказания. Оставим чиновникам написание законов, имеющих целью в целом улучшить образовательный процесс.
Нам важно узнать причины возникновения трудностей. Но только для выбора лучших стратегий их преодоления и профилактики их появления в дальнейшем. Иначе мы потеряем основное — помощь ребенку.
Ваш ребенок неадекватный: выходит из класса, когда захочет, не слушает меня и постоянно вертится на уроке.
Ваш ребенок до сих пор не умеет считать и читает медленно. Он не тянет программу. Ему здесь не место.
Делайте что-то с ним, потому что я не могу так проводить урок.
Его ничто не интересует, все время где-то витает.
Он постоянно хочет моего внимания. Вы что, на него дома совсем не обращаете внимания?
Ой, нет. Нетактичные реплики никогда не помогали. Особенно сейчас, когда все дети пережили если не травматические, то точно стрессовые события. Это вызывает у родителей как минимум ощущение вины и бессилие.
Если педагога волнует поведение ученика, предлагаю исследовать это. Тактичность и вежливость помогут сделать указанный процесс доброжелательным.
Учительница:
- Я заметила, что Катруся большую часть дня молчалива.
- Максиму тяжело сконцентрироваться над задачей.
- Елена не любит рассказывать о себе.
- Игоря трудно заинтересовать чем-то, кроме техники.
- Подскажите, всегда ли он такой? А как он ведет себя дома? Как вы справляетесь? Есть ли что-то, что мне следует знать?
Родители:
- О нет, Максим такой энергичный был всегда.
- Мы потеряли отца и дом.
- Игорь все время сидит в телефоне и разбирает технику. Его действительно больше ничто не интересует.
- Раньше у Катруси было много друзей.
Учительница:
- Как вы думаете, могу ли я чем-то помочь?
- Мне очень обидно, что вам пришлось это пережить. Давайте договоримся, что вы дома делаете это, а я на уроке — это.
- К сожалению, я не смогу здесь самостоятельно справиться. Можете ли вы обратиться к детскому психологу/логопеду/неврологу?
- Вижу, что в этом вопросе мы не придем к согласию. Мне придется привлечь социального специалиста, директора школы.
Новые учителя не знают, что является нормой для вашего ребенка.
То есть они знают возрастную периодизацию, но не знают, какое поведение типично для ребенка. Тем более они не знают, каким был ребенок ДО события, которое привело к негативным переменам в его развитии.
Это означает, что учителя могут:
- не обратить внимание на то или того, на кого следовало бы (например, на тихого ребенка, у которого мало друзей и средний уровень знаний, поскольку не знают, что раньше ребенок был душой коллектива и отличником);
- чрезмерно реагировать на поведение, не понимая, что оно является следствием травматического события (например, ребенку надо часто ходить в туалет или у него снижение умственных способностей).
Стоит ли родителям сразу рассказывать всю свою историю? Точно, нет. Но если перемены значительные, нужно о них рассказать, а еще лучше — подсказать учителю, как вы с этим справляетесь, или передать рекомендации детского психолога.
В завершение я напомню учителям, что сейчас тяжело всем. И если бы родители могли что-то сделать иначе, они бы сделали. Им нужна ваша помощь.
Попрошу родителей помнить, что педагоги не владеют всеми необходимыми знаниями. Им тоже нужна ваша помощь.
Напоминаю всем взрослым, что нашим детям сейчас очень сложно. Да, перемены несут в себе конфликты и неудобства, а еще — шанс на развитие и соответствие сегодняшнему дню. Нельзя жить ни прошлым, ни прошлыми обидами. Действиями сейчас мы строим наше будущее.
Нашим детям удастся справиться со всеми трудностями, если на нас можно опереться. Поэтому не забываем проявлять заботу о себе и верить в ВСУ.
Больше статей Ирины Королец читайте по ссылке.