UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рабы могут воспитывать только рабов

Если бы школам на приобретение учебной литературы по собственному выбору выделили хотя бы половину средств, которые сейчас так неэффективно тратит МОН, то у каждого ученика были бы современные учебники, дешевые и качественные.

Автор: Евгений Шестопалов

В начале сентября региональные управления образования и науки и Институты последипломного педагогического образования получили письмо Министерства образования и науки Украины №1/9-607 от 05.09.2013 об использовании учебной литературы в школах, в котором сообщается о запрете пользования учебниками без специального разрешения (грифа). Школы получили перечни учебной литературы, рекомендованной МОН (письмо №1/9-573 от 23.08.2013) для пользования в 2013/14 учебном году. Учебная литература, не вошедшая в перечни, запрещена к использованию под персональную ответственность руководителей общеобразовательных учебных заведений.

Монополия МОН на весь процесс - от конкурса рукописей учебников, разрешения (грифования) на печать, выбора издательств, финансирования печати и доставки до принятия готовой продукции, доставки в школы, запрета "чужих" изданий - не может быть полезной для образования. Такая система не работает автоматически и эффективно, как в рыночных условиях, а нуждается в усилиях армии чиновников, не всегда чистых на руку. Только коррумпированной заинтересованностью можно объяснить упрямство, с которым МОН пытается сохранить монополию на обеспечение школ учебниками, процедуры, оставляющие лазейки для злоупотреблений, не хочет внедрять прозрачные, справедливые для всех европейские стандарты выпуска качественных учебников, передать государственные деньги в школы.

Борьба за качественные учебники ведется все годы независимости Украины, при разных министрах образования, а гидра коррупции отращивает новые и новые головы. Преодолеть ее можно только одним способом - лишив денежных потоков, передав государственные деньги на учебники школам, учителям и родителям учеников. А они сами у себя не украдут!

Если бы школам на приобретение учебной литературы по собственному выбору выделили хотя бы половину средств, которые сейчас так неэффективно тратит МОН, то у каждого ученика были бы современные учебники, дешевые и качественные. Ведь в этом случае за несвоевременную поставку учебников и их качество было бы с кого спросить: в отличие от анонимного чиновника МОН, "свой" директор школы или начальник местного отдела образования всегда доступен для критики и даже уголовной ответственности. Авторы же в условиях рынка пытаются согласовать содержание изданий с особенностями учебного процесса и требованиями рекомендованных программ, стремясь своей литературой "угодить" школе, учителям, ученикам и их родителям. Только субъекты учебного процесса, а не далекие от реальной школы чиновники МОН, могут определить, какие учебники и в каком количестве необходимы для обучения. Чтобы они соответствовали действующим программам и требованиям стандартов. А вот за этим уже должно следить МОН Украины.