UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему объемы образовательных потерь в Украине трудно определить: объясняет директор УЦОКО

Почти все страны, которые заботятся об образовании, забили тревогу и начали выяснять, как дистанционка и эмоциональные волнения детей влияли на обучение. Уже тогда большинство европейских стран показали, что результаты достижений снижаются.

Понятие «учебная потеря» – не ново. Оно приобрело мировое значение и стало на слуху для многих после ковида, заявила директор УЦОКО Татьяна Вакуленко на фестивале образования «Учителя будущего», который состоялся во Львове. Ее слова приводятся в статье «Как Украине преодолевать образовательные потери» операционной директорки общественного союза «Освіторія» Анны Сидорук.

«Причины объяснены в определении. Учебная потеря – это разница между тем, что могли бы и должны получить ученики при нормальных условиях, и тем, что они получили в тех условиях, которые были», – пояснила спикер.

Вакуленко отметила: очень сложно ответить на вопрос об объемах учебных потерь в Украине, потому что у нас нет фиксации и точки отсчета. На протяжении многих лет едва ли не единственные данные об учебных достижениях давали результаты ВНО, ГНА, НМТ.

«Нам нужна хорошая система образовательных оценок на всех ключевых этапах получения образования. Мы должны знать, что чувствует, знает, какие компетентности сформированы у ребенка на разных этапах его становления. Государство должно эту информацию агрегировать, анализировать и делать выводы о том, как работать с этими категориями», – убеждена спикер.

Читайте также: Фильм "Барби" запретили во Вьетнаме из-за "некорректной" карты Южно-Китайского моря

В то же время специалист по образованию Plan International Наталья Байтемирова во время дискуссии подчеркнула, что важно говорить о рисках образовательных потерь в частности у детей, находящихся за границей, продолжающих параллельно получать украинское образование.

«Согласно официальной статистике, это около 500 000 детей школьного возраста», – подчеркнула спикер.

По мнению Вакуленко, хорошим примером, который также стоило бы масштабировать, являются инструменты для первичной и вторичной диагностики учебных достижений, разработанные командой международного проекта SURGe. Речь идет о понятных диагностических тестах по математике и украинскому языку для учащихся 5, 7 и 9 классов. Тесты помогают выяснить, на каком уровне усвоены темы, над чем следует дополнительно поработать.

Читайте также: Новый метод исследования показал, что роскошная 5000-летняя гробница в Испании принадлежала женщине, а не мужчине

Тестирование состоит из первичного и вторичного блоков. Первичное позволяет выяснить, какие есть пробелы по определенным темам. Ребёнок получает не только общий результат, но и вспомогательные материалы для обработки. Затем для проверки можно пройти вторичное диагностирование. Материалы для диагностики размещены на онлайн-платформе Всеукраинская школа онлайн. С сентября этого года, говорит Вакуленко, станут доступны диагностические материалы по истории Украины, английскому, по естественным наукам для 5-6 классов, по физике, химии, биологии, географии.

«Это не совсем госпроект, но, по моему убеждению, подобные материалы должны быть к каждому хорошему курсу. Это хороший пример, который нужно масштабировать», – уверена спикер.

В «Освитории» отмечают, что во время войны Всеукраинская школа онлайн позволила учиться учащимся из разных уголков мира, включая временно оккупированные территории. При этом в статье отмечается, что нынешний кризис в образовании – самый большой за 100 лет, и не только в Украине.