UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отдать в IT или оставить в покое?

Как растить будущих программистов. Инструкция для родителей

Автор: Роман Божок

Двести лет назад 85% людей не умели читать и писать, а 50 лет назад мало кто знал, как работать с компьютером. Сейчас программировать умеют всего 0,3%. И это 20–25 миллионов программистов по всему миру. Очевидно, что рост рынка труда в IT подкреплен количеством вакансий и спросом на ІТ-услуги.

Самый распространенный миф об IT

Интересный парадокс: для пользователей со стороны IT выглядит очень просто, но процесс создания устройства или любого технологичного продукта на самом деле на грани компьютерных и фундаментальных наук и требует глубоких знаний. Это приводит к демотивации детей в обучении IT. Потому что ребенок думает, что создавать игры так же легко и просто, как и играть в них. На контрасте «ожидание—реальность» очень часто дети бросают обучение спустя месяц-два. Поэтому более важными являются не способности ребенка, а желание и мотивация. К тому же IT пронизывает все сферы, коллаборируется с психологией, математикой, дизайном и т.п. — можно подобрать интересные задания практического для каждого.

Как понять, какие интересы, склонности и способности у ребенка

Есть множество способов — тесты профориентации, разнообразные 2–3-месячные курсы, с помощью которых можно искать и пробовать, выбирая то, что по-настоящему нравится и получается. Здесь важно не перегнуть палку, не затягивать с пробами, потому что у ребенка может появиться чувство, что стараться не нужно, ведь все равно все это ненадолго.

Мне нравится метод, который я использую со своими детьми — у них достаточно много свободного времени без телефона, компьютера или ТВ. В это время я наблюдаю — что они делают? В какие игры играют? Что рисуют, какие книги читают — смотрю, что вызывает у них живой интерес. Далее я пытаюсь поддержать те хобби, которые им нравятся. Я перенял такой подход от своих родителей и благодарен им за него. Но я точно не верю, что можно получить результат без напряженного труда, и не верю, что дети это понимают. Поэтому иногда мы, родители, настойчиво предлагаем им все же пойти на тренировку или урок музыки и программирования.

Какие виды IT-сфер существуют

Классная новость не только для детей, но и для взрослых — всех, кто хочет попробовать себя в этой сфере: развивается множество разнообразных направлений, которые могут подойти разным по способностям людям. Например, для математиков — разработка игр или «дата сайнс» (дисциплина о Big Data), для физиков — робототехника, для более творческих личностей — веб-программирование и т.д.

robowunderkind/unsplash

Какое образование для этого подойдет

Любые курсы по программированию или частная школа, важно только понимать, что программисты имеют высокий доход, потому что обычно и обучение не дешевое. А если дешевое, то не очень качественное. Но конечно бывают и исключения. Большинство моих одногруппников, умевших хорошо программировать, не работают преподавателями в общеобразовательных государственных школах или ВУЗах.

К сожалению, сейчас уровень ІТ-образования существенно снижается, поэтому в большинстве случаев стоит рассматривать частные школы.

С какого возраста можно начинать образование ребенка

С 8–9 лет можно программировать в СКРЕТЧ (среда для программирования). Даже для детей пяти лет уже созданы более простые программы. Они помогают ребенку понять суть команд, их последовательность. Это настраивает мыслительные процессы мозга в определенном направлении. И тогда, конечно, в 12–13 лет становится легче понять абстрактные вещи алгоритмов или самостоятельно написать более сложные программы. Я где-то читал, что британцы и австралийцы вводят программирование в школьную программу уже с первого класса. Они что-то знают... Мне кажется, что с мальчиками также лучше начинать с embedded-программирования или робототехники, потому что это облегчает восприятие абстрактного кода: робот двигается, когда вы ним руководите (пишете код). Девочкам, возможно, будет интересен веб-дизайн, они любят создавать красивые вещи. Но конечно помним, что нужно ориентироваться на способности и интересы конкретного ребенка.

Где мой ребенок сможет работать после обучения/кем сможет стать

Думаю, мы должны готовиться к большим изменениям на рынке труда, об этом давно говорят эксперты. Многие уже сегодня переучиваются и точно будут менять и/или работать в новых профессиях. С моей точки зрения, рынок IT будет готов платить очень большие деньги:

1) программистам высокого уровня, full stack, то есть специалистам с глубокими знаниями в нескольких сферах, Т-shape специалистам;

2) программистам высокого уровня, но более специализированным в конкретном направлении/рынке. Здесь существует риск, что в какой-то момент его узкую специализацию/технологию чем-то заменят;

3) программистам хорошего уровня, имеющим в придачу ученую степень PhD в биологии, математике, химии, физике и т.д.

Так произойдет потому, что рутинные вещи автоматизируются, и более сложные задачи останутся для человека.

thisisengineering/unsplash

Это вредно? Все айтишники только и делают, что сидят за компьютером

Некоторые программисты работают стоя, некоторые используют массажные кресла и перерывы на йогу. Умные часы постоянно напоминают нам сделать перерыв для движения. Думаю, что в целом выбор небольшой — интеллектуальный труд, причем чаще всего за столом, возле компьютера. Главное заниматься спортом, вводить это в привычку с самого детства.

Я ничего не понимаю в IT, смогу ли я помогать ребенку с домашними заданиями?

Во-первых, вы можете учиться вместе, это интересно и дополнительное времяпрепровождение с ребенком. Совместные проекты объединяют людей намного сильнее, чем просто время вместе. Если не умеете или не хотите, конечно же не поможете, потому что такое обучение ребенка все же сложнее, чем алгебра или геометрия хотя бы потому, что мы не программируем ничего в обычной жизни — у нас просто нет таких навыков.

Как понять, что это точно не для ребенка, и остановиться

Если больше одного-двух месяцев приходится уговаривать ребенка ходить на уроки, при условии, что вы попробовали разные направления в IT-обучении: робототехнику, веб-дизайн, разработку игр и т.д.

Такое образование — дорого

Это относительный вопрос. Если сравнивать репетитора по математике, английскому или программированию, то конечно последнее — самое дорогое, часто дороже на 30–50%. Если взять курсы, где обучение в группах, выйдет дороже, примерно в два раза. Но если ребенок действительно увлекся и у него получается, то бонусом вы получите более высокий уровень понимания, что делать в старшей школе, куда поступать, как зарабатывать уже в 19–20 лет. Кроме того, на всю жизнь ребенок получает навык самообразования, потому что программисты все время обучаются, и плюс — высокий уровень английского языка из-за постоянной практики.