UA / RU
Поддержать ZN.ua

Делать ВНО легче нельзя так же как и забывать о школьных предметах, по которым не сдают тест – эксперт

Сейчас же школьники больше внимания уделяют только тем предметам, по которым после выпускного придется писать тест.

В украинских школах проходит имитация обучения, в частности, наибольшее внимание учащиеся обычно сосредотачивают на предметах, необходимых для сдачи внешнего независимого оценивания или национального мультипредметного теста. Превращать школу в место, где муштруют по тестам, а все остальные предметы не учат, нельзя, но и облегчения ВНО или НМТ, так же нельзя допустить, пишет Оксана Онищенко в статье «Не провал, а обрыв. Почему падает качество школьного образования» и приводит пять шагов, необходимых для улучшения ситуации.

«Нужно признать честно, что в школе (по крайней мере, в старшей и средней) происходит имитация обучения и изменить это. Именно сейчас начинается обсуждение реформы старшей школы, и очень хотелось, чтобы в ней произошли реальные изменения — продуманные, взвешенные, хорошо подготовленные. Мы все прекрасно знаем, что овладеть школьной программой от начала до конца невозможно, и даже отличники учат не все. Что старшеклассники сосредотачиваются на предметах, нужных для НМТ, а остальную учебу имитируют», – пишет автор.

Читайте также: Образование детей Украины имеет решающее значение для ее будущего — Financial Times

Поэтому, по словам Онищенко, и происходят разные баталии о том, какие предметы следует сделать обязательными для тестирования. Потому что даже руководство образования понимает, что школьники будут учить только то, что будет в НМТ.

Несмотря на это, количество медалистов в Украине увеличивается. Если сравнивать с 2019 годом доковидным, то выпускников с медалями стало в полтора раза больше.

«Нельзя опускать планки тестов ВНО (НМТ). Школа ориентирована на тесты ВНО, и если тестовые задания будут легкими или репродуктивными (перескажи учебник), то и школа на это сориентируется», – отмечает Онищенко.

По этой же причине, по словам автора, тесты должны иметь открытые задания. То есть такие, над которыми нужно поразмыслить и сделать собственные выводы. Также нужен высокий порог «сдал – не сдал».

Читайте также: Образование в условиях военного положения: израильский опыт для Украины

«Кроме того, если для выполнения тестов нужны только крестики, такие тесты «не заметят» сильных и талантливых детей, потому что тем просто не на чем будет продемонстрировать свои таланты. По результатам легкого теста сильные школьники могут оказаться на одном уровне с тем, кто не очень занимался учебой», – добавляет Онищенко.

Конечно, отмечает автор, во время войны сдавать тесты и готовиться к ним трудно. Однако это не означает, что своей показной «добротой» – облегчением тестов – мы должны лишить их будущего.

В Украине все проблемы в сфере образования в последние годы принято списывать на пандемию коронавируса и полномасштабную войну. Однако Онищенко объяснила, что на самом деле эти проблемы в образовании начались уже давно, и ковид и нападение РФ ударили по уже больной системе. Эксперт назвала пять шагов, выполнение которых может облегчить качество образования в Украине.