UA / RU
Поддержать ZN.ua

Наука прежде всего должна работать на результат

Некоторые НИИ могут стать структурными подразделениями крупнейших университетов. Такой вариант реформирования научных учреждений соответствует современным тенденциям. Ведь ведущие государства мира развивают науку именно в университетах.

Автор: Александр Якименко

В украинском обществе продолжается дискуссия о перспективах научной деятельности сотрудников и выпускников высших учебных заведений и академических учреждений. В частности, речь идет о том, каким же образом привлекать студентов к серьезной научной работе. Прозвучало мнение о целесообразности создания так называемых выпускающих кафедр на базе академических научно-исследовательских институтов, где бы работали и ученые НИИ, и преподаватели университетов.

Исследовательскую работу проводят и учреждения системы Министерства образования и науки, и учреждения Национальной академии наук Украины. Можно сказать, что эти две системы конкурируют между собой, по крайней мере, в вопросах оптимальной организации научных процессов. Конкуренция в научном мире - нормальное явление в развитых странах, ведь это позволяет улучшать качество исследований.

Практически все лучшие университеты мира, в частности, Оксфордский университет, Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет, имеют в своей структуре мощные научно-исследовательские центры. Показательна точка зрения Генри Ицковица, профессора Стэнфордского университета, который считает, что сегодня ядром инновационной деятельности в мире являются именно университеты. В описанной им модели "тройной спирали" (университет-предприятие-государство) университеты тесно сотрудничают с производством, проводя исследования, необходимые для совершенствования продуктов или услуг. Поэтому именно университет становится главным центром приложения ресурсов государства к развитию инноваций.

А что же в Украине? Какая наука результативнее - университетская или академическая? Определить это можно с помощью цифр.

По данным Государственной службы статистики Украины за 2011 г., в системе МОН работают 6,5 тыс. специалистов, привлеченных к научной и научно-технической работе, в системе НАН ученых почти вчетверо больше - 24,5 тыс. В структуре НАН функционируют 203 организации этого направления, в МОН - 134. Объемы бюджетного финансирования научных исследований НАН значительно превышают расходы на научную деятельность учреждений МОН - 1 млрд 880 млн грн против 327 млн. Таким образом, научная работа одного ученого структуры МОН обходится стране приблизительно в 50 тыс. грн в год, а деятельность ученого НАН - почти в 77 тыс.

Казалось бы, эти показатели свидетельствуют об убедительном первенстве НАН в области науки. В системе НАН работают ученые, которые больше и серьезнее занимаются фундаментальной наукой и прикладными исследованиями, а не преподавательской деятельностью. Но сравнение эффективности работы научных учреждений НАН и МОН дает весьма любопытные результаты.

Учреждения НАН на 1 грн средств, потраченных из бюджета, зарабатывают около 40 коп. А заведения в системе МОН - около 50 коп. Современные реалии таковы, что наука прежде всего должна работать на результат. Это касается и фундаментальной науки: полученные знания должны иметь вектор, направленный на прикладное применение. Конечно, фундаментальная наука не дает "быстрых денег", а ориентируется на создание новых научно-технологических идей. Однако ученым стоит представлять конечный результат своих исследований и возможное его применение. К сожалению, это не всегда так. Вот почему уже не такими странными кажутся упреки - мол, академическая наука малоэффективна и только отягощает госбюджет, не предлагая взамен ничего, кроме бумажного творчества ученых.

Министерство образования и науки ставит перед вузами следующие задачи: все прикладные исследования обязательно должны заканчиваться коммерциализацией - лицензионным соглашением, или хоздоговорными отношениями, предусматривающими выполнение тех или иных работ и дающими возможность университетам зарабатывать деньги. Сегодня в Украине некоторые университеты на одну затраченную гривну зарабатывают 40 гривен. Столь высокие результаты коммерциализации демонстрируют преимущественно заведения, где 30% - фундаментальные исследования, остальное - прикладные.

Но вернемся к вопросам эффективности работы ученых. В поддержку мнения о том, что кадровый потенциал НИИ значительно выше университетского, академик НАН Украины Борис Гринев в публикации "Студент университета или НИИ?" ("Зеркало недели. Украина", №21, 2013 г.) привел такие данные. В 2011 г. ученые системы МОН опубликовали в зарубежных научных журналах 3100 работ, а ученые НАН - 7200. Читатель может сравнить эти цифры и сделать выводы, причем следует учесть, что работников НАН почти вчетверо больше. После несложных подсчетов, выясняется, что ученые системы МОН издали 0,48 статьи на сотрудника, а НАН - 0,29.

В 2011 г. ученые системы МОН получили 3,9 тыс. охранных документов (патентов), а специалисты НАН - всего около тысячи. То есть над одним таким документом в МОН работали примерно два сотрудника, в НАН - 24. Поэтому год работы сотрудников МОН над одним патентом стоил государству 100 тыс. грн, а ученых НАН... 1,8 млн (!). Комментарии излишни.

Может, большинство академических исследований НАН принципиально современны и актуальны? Показательным мерилом актуальности можно считать сотрудничество с международными исследовательскими центрами и получение грантов на научную работу от международных фондов. В 2011 г. ученые МОН получили 835 грантов, НАН - 379. Академические ученые, которых почти вчетверо больше, получили грантов вдвое меньше, чем специалисты университетов! Кстати, для проведения научных исследований в 2011 г. за границу выезжал каждый пятый ученый системы МОН и каждый тринадцатый ученый НАН.

Необходимо думать и о пополнении когорты ученых молодыми специалистами. К сожалению, сегодня немногие студенты предпочитают связывать свою жизнь с наукой. Причины этого - и невысокий уровень заработной платы, и немногообещающие перспективы карьерного роста. Если проанализировать эффективность работы аспирантуры и докторантуры, то и в академических, и в высших учебных заведениях она низкая. Например, в 2011 г. вузы приняли почти 9 тыс. аспирантов, а защитилось около 2 тыс. Такая тенденция сохраняется уже давно - до защиты диссертации доходит лишь четвертая часть поступающих в аспирантуру. Но в академическом секторе ситуация еще более неутешительная: защищается только каждый десятый аспирант. Как видим, в системе вузов показатель все же выше, чем в академических учреждениях. Аналогичная ситуация и с докторантурой.

Борис Гринев отмечает: к обучению студентов старших курсов необходимо активно привлекать потенциал фундаментальной науки, создавая на базе академических НИИ так называемые выпускающие кафедры. Мол, таким образом студенты получат знания "более высокого уровня" и будут привлекаться к серьезной деятельности.

Но все ли академические институты имеют современное оборудование и европейский уровень научных исследований? Наверное, нет. Все ли вузы имеют научный потенциал, соизмеримый с учреждениями НАН? Тоже нет. Поэтому целесообразность такого сотрудничества должна определяться после анализа возможностей сторон.

Стоит отметить, что крупные учреждения, преимущественно национальные университеты и мощные НИИ, уже давно и активно сотрудничают. Например, Харьковский национальный университет радиоэлектроники имеет филиалы кафедр в Научно-исследовательском технологическом институте приборостроения, Институте радиофизики и электроники имени А.Усикова, Институте сцинтилляционных материалов, Институте проблем машиностроения имени А.Подгорного и др. Филиалы кафедр Национального технического университета "Харьковский политехнический институт" были созданы на базе Физико-технического института низких температур имени Б.Веркина, Института проблем машиностроения имени А.Подгорного. Национальный университет "Львовская политехника" имеет кафедры при Физико-математическом институте имени Г.Карпенко, Институте прикладных проблем механики и математики имени Я.Пидстригача, Институте физики конденсированных систем. Этот перечень можно продолжить многими примерами позитивного взаимодействия университетской и фундаментальной науки.

А еще больше университетское образование взаимодействует с высокотехнологичным производством. Так, университеты тесно сотрудничают с ведущими наукоемкими предприятиями - ГП "Конструкторское бюро "Южное", ГП "Антонов", ПАО "Мотор-Січ", ОАО "Турбоатом", ГП "Завод имени Малышева" и многими другими. Вот где может и должна закаляться молодежь.

Во время подписания меморандума о сотрудничестве между университетами и КБ "Южное" инженеры выразили мнение, что ученые, работающие в университетах, более мобильные, гибкие, активнее реагируют на нужды рынка, нежели представители академического сектора науки.

Сегодня в обществе ведутся разговоры о реорганизации НАНУ, поэтому стремление академических кругов заниматься подготовкой студентов вполне объяснимо. Но возможен и другой сценарий: некоторые НИИ могут стать структурными подразделениями крупнейших университетов. Уже есть положительный опыт Криворожского национального университета, в состав которого вошли, в частности, Научно-исследовательский горнорудный институт и Научно-исследовательский институт безопасности труда и экологии в горнорудной и металлургической промышленности. Такой вариант реформирования научных учреждений соответствует современным тенденциям. Ведь ведущие государства мира развивают науку именно в университетах.