UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мобильные детсады, обязательный английский и возможности для воспитателей: что обещает новый закон о дошкольном образовании

Автор: Оксана Онищенко

Во многих семьях есть малыши дошкольного возраста, но общество больше интересуется тем, что происходит в школах и университетах, а дошкольное образование скромно остается в тени. Между тем, в июле этого года парламент принял новый закон о дошкольном образовании. Какие новшества в нем заложены и чего ожидать родителям? О них ZN.UA расспрашивало заместителя министра образования и науки Евгению Смирнову, которая курирует дошкольное образование.

Министерство образования и науки Украины

— Пани Евгения, почему был принят новый закон о дошкольном образовании?

— Дошкольное образование — один из евроинтеграционных индикаторов для Украины. Согласно рекомендациям Совета Европы, все страны ЕС должны достичь 96% охват дошкольным образованием детей в возрасте от трех до шести лет. Ведь это то звено образования, которое может оказывать почти мгновенное влияние на экономику страны. Создание безопасных условий для детей в садиках дает возможность родителям уверенно оставлять в них малышей и возвращаться к работе, стимулирующей производительность и рост экономики.

Чтобы достичь этого высокого показателя, Украина должна провести ряд трансформаций, и новый закон о дошкольном образовании является их составной частью. Ведь предыдущий закон, принятый еще в 2001 году, нуждался в обновлении. Поэтому 6 июня Верховная Рада приняла новый Закон Украины «О дошкольном образовании», а 5 июля этого года его подписал президент. Но закон вступит в силу 7 июля 2025 года. Поэтому у нас есть год на подготовку его имплементации.

— Какой сейчас охват детей дошкольного возраста детсадами в Украине?

— По данным областных департаментов образования и науки, по состоянию на 15 мая 2024 года общий процент детей, охваченных разными формами дошкольного образования, составлял 73,1%.

Министерство образования и науки Украины

— Насколько мне известно, записать ребенка в детсад до сих пор проблема. В соцсетях я вижу много сообщений родителей о том, что из-за этого они не могут выйти на работу. Правда ли, что электронная очередь в детсады работает только в Киеве? Как будет увеличен охват дошкольным образованием, если даже сейчас не хватает мест?

— Электронная очередь действует не только в Киеве. Громады самостоятельно принимают решение о необходимости введения электронной очереди, ее составных частей и финансирования. А для улучшения ситуации с доступом к садикам вводятся альтернативные типы заведений дошкольного образования.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об альтернативных детсадах.

— Очень важно, чтобы были разные типы заведений дошкольного образования, и только время покажет, какая модель эффективна в разных ситуациях и условиях. Хочу подчеркнуть, что в законе содержатся только идеи, а как именно они будут реализованы в деталях, — определят рабочие группы, которые уже сейчас начинают работу. Но нужно заметить, что идея альтернативных заведений дошкольного образования появилась не спонтанно — такие заведения уже давно и успешно работают в разных странах.

Мобильный детский сад — это автобус или другое транспортное средство, оборудованное всеми необходимыми материалами для работы с детьми. Он приезжает по графику в разные населенные пункты, останавливается там, где есть укрытия. Родители знают его расписание и приводят детей на занятия. Это может быть хорошим решением для тех областей, где у нас много разрушенных заведений: Днепропетровской, Херсонской, Николаевской. В целом в Украине сейчас 110 разрушенных полностью дошкольных заведений и более 1100 поврежденных. У нас уже появился первый мобильный садик — от финского правительства. Он будет работать в Херсонской области.

Специальный детский сад для детей с особыми образовательными потребностями — тип организации образовательной деятельности, обеспечивающий получение дошкольного образования детьми в возрасте от двух до семи или восьми лет с особыми образовательными потребностями, обусловленными физическими, психическими, интеллектуальными и/или сенсорными нарушениями, расстройствами поведения.

Семейный (домашний) садик — это дошкольное заведение, расположенное в частном пространстве — доме или квартире, адаптированном для оказания образовательных услуг. Я видела, как эта идея работает в Германии в Kinder Garten. Домашние садики популярны также в Ирландии и Франции. В них небольшие группы детей воспитываются в домашней атмосфере несколькими воспитателями, имеющими соответствующие лицензии. Это решение для тех громад, которым тяжело содержать классический садик — отапливать его, иметь большой штат работников при небольшом количестве детей.

Мини-садик до пяти детей. Идея полностью похожа на домашний садик. Сейчас рабочие группы будут решать, как именно он будет работать.

Центр педагогического партнерства — эти заведения дошкольного образования будут помогать родителям в воспитании детей, не посещающих садики. Образовательный процесс здесь будет проходить при обязательном участии родителей или одного из них.

Центры развития ребенка обеспечивают получение дошкольного образования детьми (в частности и теми, кто получает его в детсадах или в семье), по отдельным программам. Центры могут также оказывать психолого-педагогические и коррекционно-развивающие услуги.

Дошкольный центр — это садик для небольшой группы детей, который открывают при учреждении — библиотеке, министерстве или даже бизнес-организации. Преимущество центров в том, что для них не нужно отдельное большое здание, если в громаде мало детей. А работодатели могут открывать дошкольные центры, чтобы привлечь на работу мам и пап малышей. Я вам открою секрет: мы в Министерстве образования и науки с конца следующего месяца тоже открываем дошкольный центр. Он будет работать для детей сотрудников в помещении министерства. То есть у нас здесь появятся дети, с ними будут работать воспитатели.

При поддержке UNICEF в Украине уже началось пилотирование идей, заложенных в новом законе о дошкольном образовании. Сейчас в UNICEF определили приоритетные громады, где уже в скором времени будут открываться пилотные заведения. Это важный шаг для разработки оптимальных решений и подготовки подробных инструкций, которые помогут громадам открыть собственные заведения.

Читайте также: Детсады в течение года могут изменять форму обучения и создавать группы короткого пребывания

— Кто будет работать в альтернативных детсадах — родители или воспитатели?

— Мы бы хотели, чтобы это были воспитатели, чтобы выполнялась образовательная составляющая.

— В законе будет официально закреплена возможность дистанционного и смешанного обучения в дошкольных заведениях?

— Да, дистанционная форма образования применяется в наших дошкольных заведениях не первый год — это ответ на вызовы войны и ковида. Смешанный формат зависит от вместительности укрытия детского садика. Если в некоторых заведениях укрытие не вмещает сразу всех детей и воспитателей, то они работают поочередно — офлайн и онлайн.

— А как проходит дистанционное обучение дошкольников?

— У нас есть ряд областей, где образовательный процесс в дошкольных заведениях проходит только дистанционно. В Харькове у нас есть всего пять детсадов в метро, но они не покрывают потребностей всех детей города.

Я была на занятиях, которые проходят дистанционно, и хочу выразить большую благодарность и воспитателям, и родителям, которые помогают детям учиться. Во время такого занятия по одну сторону экрана находится воспитатель, по другую — ребенок с кем-то из родителей или родственников. И радостно, и вместе с тем больно видеть, что дети вынуждены общаться с ровесниками и воспитателями дистанционно. Но иногда другого выхода нет. Ведь во время каждой воздушной тревоги дошкольников надо собрать и спустить в укрытия, и сделать это намного тяжелее, чем в школе, где дети все делают сами. А если воздушная тревога началась во время дневного сна, детей надо не просто одеть, а разбудить, организовать. Это все очень сложно. Почет и уважение работникам дошкольных заведений за их нелегкую работу.

— Правда ли, что английский язык отныне будет обязательным для дошкольников? Где мы возьмем столько преподавателей иностранного языка, готовых пойти в детсад?

— Да, согласно Закону «О применении английского языка в Украине», подписанного президентом 4 июня 2024 года, с сентября 2026 года английскому языку будут обучать детей пяти-шестилетнего возраста во всех заведениях дошкольного образования страны.

Министерство разработало алгоритм подготовки воспитателей, которые сейчас работают в детсадах, к преподаванию английского. Так, на бесплатной основе проводятся курсы по обучению английскому языку с нуля для тех, кто не владеет английским вообще или же имеет минимальный уровень владения. Кроме того, совместно с партнерами организованы курсы по методике обучения английскому языку детей дошкольного возраста; подготовлен репозитарий материалов, которые воспитатели смогут использовать на занятиях с дошкольниками, а также методическое руководство для воспитателей с рекомендациями по организации и проведению занятий. Это еще не все инициативы, и мы постепенно движемся к обеспечению каждого заведения дошкольного образования воспитателями, которые будут обучать английскому языку.

Читайте также: Английский язык в Украине может получить особый статус

— Качественное дошкольное образование невозможно без хорошо подготовленных воспитателей. Они — основа любой реформы. Вместе с тем молодежь не очень спешит идти на эту специальность, у воспитателей низкий социальный статус и зарплата. Как вы это будете решать? Какая зарплата воспитателя детсада на сегодняшний день?

— Молодежь, к сожалению, неохотно выбирает профессию воспитателя. Но новый закон заложил основы для повышения заработной платы и улучшения условий труда. Предполагается уменьшение педагогической нагрузки на воспитателей и других педагогических работников (музруководителей, инструкторов физкультуры, социальных педагогов, психологов). Практика показывает, что многие педагоги работают не на полную ставку. Новый закон даст им возможность получать большую заработную плату за то же время работы с детьми. И, что важно, количество работников останется таким, как есть, и нам не нужно будет проводить сокращение. Средняя заработная плата (с учетом помощи на оздоровление, за добросовестную работу, за престижность, с десятипроцентным повышением, надбавкой за выслугу лет) по состоянию на январь 2024 года составляет:

— молодого воспитателя без категории и стажа работы — 9382 гривен;

— воспитателя второй категории — 11 672 гривен;

— воспитателя первой категории — 12 499 гривен;

— воспитателя высшей категории — 13 325 гривен.

Еще один важный плюс нового закона — учредители государственных и коммунальных садиков смогут самостоятельно устанавливать должностные оклады, доплаты, надбавки и денежные вознаграждения в размере, превышающем определенный Кабмином, а также устанавливать для педагогических работников дополнительные вознаграждения и помощь.

Читайте также: Трудовые отношения: в Украине планируют сократить нормы рабочего времени для воспитателей детсадов

— Из каких источников это будет финансироваться?

— На сегодняшний день финансирование дошкольного образования осуществляется из местных бюджетов, что является их непосредственной ответственностью, ведь они получают соответствующие налоговые поступления. Вместе с тем государство хочет поддержать громады в вопросах безопасности детей. В частности, были представлены предложения в Министерство финансов о включении в бюджет финансирования укрытий в восьми прифронтовых регионах. На этом мы не останавливаемся и дальше будем искать пути для улучшения ситуации.

— Много ли незакрытых вакансий в детсадах?

— По данным областных департаментов, по состоянию на 15 сентября 2024 года кадровое обеспечение заведений дошкольного образования составляет 92%; общий процент вакансий педагогов — 8% (5640 ставок).

— Какие минусы нового закона вы видите? По каким вопросам было больше всего споров во время работы над законом?

— Если говорить о минусах, то, думаю, здесь покажет только практика, обсуждения во время заседаний рабочих групп иногда были очень горячими. Но благодаря общим усилиям всех участников процесса удалось достичь компромисса и заложить основу для качественных изменений в сфере дошкольного образования, и это главное.

— Какие могут быть проблемы с имплементацией закона? Как Минобразования планирует решить их?

— Уже сформированы рабочие группы. Они работают над разработкой нормативно-правовых актов, чтобы имплементировать новый закон. Нас ждет очень напряженная работа, ведь есть всего год, чтобы разработать множество документов. Но, несмотря на это, я уверена, что работа будет очень продуктивной и мы получим качественные документы, благодаря которым улучшится дошкольное образование. И что не менее важно: каждый разработанный нами документ обязательно будет размещен для общественных обсуждений.