UA / RU
Поддержать ZN.ua

Магия зимних праздников: откуда пришли к нам елка и Дед Мороз

Автор: Руслана Демчук

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему накануне Рождества и Нового года мы украшаем елку, ждем подарков от Николая или Санты, вешаем на двери венок из еловых веток? А кто-то еще помнит Деда Мороза с красным мешком и Снегурочку. Все это кажется настолько обычным, что иногда нам тяжело вспомнить, когда именно оно вошло в нашу жизнь. Но за каждым новогодним символом прячется своя магия и многовековая история, переплетенная с мифами, религией и даже политикой. Приготовьтесь отправиться в путешествие по страницам истории, чтобы разгадать тайны этих любимых праздников.

Новерное, вы обращали внимание на то, что традиции празднования предновогодних и рождественских праздников в Украине имеют много общего с традициями европейских народов. Это и не удивительно, ведь наши пращуры принадлежали к германо-балто-славянской группе индоевропейских племен, народы которой потом расселились-распылились по миру. И все наши обряды связаны с почитанием Солнца в разных его астрономических фазах: зимнее солнцестояние, весеннее, летнее и осеннее. Зимние праздники — это, например, античные Сатурналии-Брумалии, скандинавский Йоль, славянская Коляда. Вот почему в сценариях наших праздников столько общего. Но у них есть локальные особенности, оставившие след в современных традициях.

Читайте также: Не Дед Мороз: как на украинском назвать сказочного зимнего героя

Бело-красная одежда Санты и хвойный веночек на дверях

Все эти праздничные атрибуты связаны с древним скандинавским праздником Йоль. Одна из его традиций — цеплять на входные двери колесо из еловых веток как символ оборота Солнца. В день зимнего солнцестояния (22 декабря) — рождения нового Солнца — в жилище угро-финнов на оленях приезжал шаман для праздничного камлания, то есть ритуального общения с духами под звуки бубна и пения. В честь праздника он наряжался в красно-белые цвета биостимулятора — мухомора, настойку из которого на родниковой воде в известных ему пропорциях развозил «прихожанам» для соблюдения ритуала и обеспечения праздничного настроения. Тогда во время суровых зим все жили в землянках, обогревавшихся «по-черному», поэтому шаман, собственно, попадал в жилище через дымоход, совмещенный с входом. Конечно, у жителей были дети, которые получали от шамана примитивные самодельные дары из древесины и шишек, ведь он готовился к празднику, а дети его ждали. Звали шамана Йоулупукки.

Сегодня символика Йоля осталась в обрядах европейских народов в образе Санты на летающих оленях, сбрасывающего подарки через дымоход, не говоря уже о загадочном Духе Рождества — так мало в этом действе догматически христианского. В Швеции Санта Клауса называют Юлениссе, в Норвегии — Юлетомте, а в Дании — Юлеманден. Похоже его называли славяне. Но после христианизации, когда всех языческих богов демонизировали и унизили, он стал Йолопом, несерьезным шутом.

Читайте также: Все очень плохо: ученые рассказали о проблемах со здоровьем у Санта-Клауса

Христианские миссионеры жаловались, что славяне крепко держатся старой веры, и называли их «поганцами, кланяющимися идолам» в разоблачительных «Словах» ХІ века. Но священники понимали, что лучше хитрить и приспосабливаться, в частности возводить церкви на постоянных языческих местах, бывших капищах и священных горах, совмещать старые праздники с новыми.

Праздничный карнавал и паучок из соломы

Кстати, обращали ли вы внимание на то, что в щедровках часто вспоминаются птички?

«Щедрик, щедрик, щедрівочка,

Прилетіла ластівочка,

Стала собі щебетати,

Господаря викликати…»

И это не случайно — когда-то славяне праздновали Новый год не зимой, а на весеннее равноденствие — конец марта (Масленицу, Колодий), что было связано с началом годового аграрного цикла (полевыми работами). Тогда же устраивали карнавальные шествия с чучелами, пекли круглые блины — маленькие символы Солнца и даже устраивали жертвоприношения, которые позже заменили шутливыми «избиениями» участников шествия в масках животных. Но приносили в жертву не только животных. Помним древнюю славянскую сказку «Снегурочка», где речь идет о том, что все молодые люди перепрыгнули через праздничный костер, а одна девушка — нет. Якобы она была слеплена из снега, а пришла весна… Волшебные славянские сказки содержат под дидактическим наслоением отголосок древних языческих ритуалов. А Новый год — это перезапуск социальной системы в космическом измерении. Громада должна обеспечить себе урожай, избежать голода, защититься от внешних врагов — то есть выжить и жить дальше в благополучии и с потомством. Поэтому и сжигали жертвы из избранных, ведь цель оправдывала средства. Сейчас мы — христиане, а жертвоприношение — дикий обычай, оставленный в глубине веков.

Читайте также: Зимний праздник: будет ли снег на Новый год

Сегодня на зимние праздники в домах ставят елку, а когда-то в жилищах наших пращуров чествовали последний несжатый сноп, называли его Дидухом, ведь в нем, как в последнем приюте, находился Дух поля — Полевик. На зимнее солнцестояние пращуры плели из его соломы Паука и вешали под потолок в честь Миросоздания, имитируя тем самым деятельность богов. В представлениях кельтов (галлов), живших по соседству со славянами, мир также был соткан богом Огмой. Балты тоже плели гиммели, качавшиеся от движения воздуха над обеденным столом в зимние праздники.

Святой Николай с подарками и елка

Уже при христианстве в декабре к украинским детям с подарками приходил святой Николай Зимний, который когда-то был реальным епископом Мир Ликийских (современный город Демре в Турции). Но здесь его полюбили, «одомашнили» и считали, что «Николай Чудотворец Богом будет, когда Бог умрет». Вот такими несознательными неофитами мы когда-то были.

Читайте также: Святой Николай: как легенда из прошлого стала любимым праздником детей и взрослых

Вскоре к атрибутике зимнего праздника добавилась елка, хотя все народы издавна почитали Мировое дерево как мировую ось, просто в разновидностях: египтяне — пальму, кельты — дуб, скандинавы — ясень, немцы — елку, тюрки — березу, японцы — сакуру. Украинцы издавна воспевали вишню. «Садок вишневий коло хати…» — это у нас как священный «гай» возле родного дома. Елку ставили в Европе на Рождество со времен Средневековья, называя ее «Христовым деревом», а в Украине она была известна сначала как «немецкое дерево», но традиция прижилась и адаптировалась под наши реалии. Ведь украинцы издавна праздновали Коляду (аналогично античным Календам), когда «колядовали» во время зимнего карнавала на общую жертву для бога Солнца. Тем более царь Петр І 30 декабря 1699 года (в то время 20 декабря 7208 года) постановил праздновать Новый год 1 января по примеру всех христианских народов.

Праздник Нового года и Дед Мороз со Снегурочкой

Коммунистические идеологи начали активно насаждать новые ритуалы, чтобы убрать из коллективной памяти традиционные праздники и обряды, ведь все культуры народов СССР должны были переплавиться в революционном движении в единую «социалистическую культуру». Например, крестины заменили «звездинами», «субботники» и «воскресники» проводили в постоянные сроки посещения синагог и церквей, крестные шествия с хоругвями обернули в демонстрации с портретами советских вождей.

Но украинцы тайно сохраняли рождественскую обрядность. Если рождественские вертепы советская власть разгоняла, то елку или хотя бы ее украшенные ветви устанавливали в домах за зашторенными окнами. Поэтому партия решила изъять новогодний праздник из религиозного контекста, сместив его на календарный Новый год.

Читайте также: Невероятный секрет «Щедрика» — от древних символов до современных трендов

За два дня до него, 28 декабря 1935 года, один из тогдашних руководителей УССР Павел Постышев опубликовал небольшую заметку «Давайте устроим к Новому году детям хорошую елку!». Это одобрительно восприняли родители на радость детям. Так в дома официально вернулась украшенная елка, увенчанная, вместо рождественской, пятиконечной звездой, аналогично рубиновым звездам на башнях Кремля. Набор новогодних персонажей явно прошел суровый партийный отбор: появился Дед Мороз (в украинских сказках есть Морозко — грозная персонификация зимнего явления), к нему добавилась Снегурочка как микс сказочной Снежной королевы (по функции) и Белоснежки (по возрасту), но в традиционной российской одежде с кокошником. Ведь славянская Снегурочка весной должна была умереть. Средством передвижения была выбрана конная «русская тройка». К свите Деда Мороза добавился маленький мальчик, воплощающий Новый год аналогично неопределенному Духу Рождества или рождественских эльфов, помощников Санты. Но советский мальчик носил красную одежду, имел красный флажок с номером грядущего года и был похож на пионера. Его мифология явно не была по-настоящему продумана, но он не вырастал, оставаясь ровесником детей, веривших в Деда Мороза.

[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/518/53/bd56503f-dde4-4a04-bb86-70cf6cb0467c.jpg" ltitle="Советская новогодняя открытка середины ХХ века" right="https://zn.ua/img/forall/u/518/53/9851de2f-d8a3-4113-8f58-54ac947b4a78.jpg" rtitle="undefined"]

На новогодних перформансах, так называемых елках, которые устраивались во Дворцах спорта или культуры, советские дети один раз в год ели грузинские мандаринки, завернутые поштучно в фольгу, и вволю лакомились конфетами, которые им давали в профсоюзном наборе «от Деда Мороза» после спектакля. К празднику мальчиков наряжали преимущественно в костюмы зайчиков, а девочек — снежинками. Не следовало выделяться, потому что другие одиночные персонажи (белочки, бабочки, мишки, мушкетеры) бросались в глаза и замыкали внимание на себя. Дети радовались, потому что начинались двухнедельные школьные каникулы, их ждали санки и катки на заснеженных улицах. О Боге, конечно, забыли, как и было задумано. Так проходили зимние праздники в ушедшей стране. Сейчас народы, которые были заложниками СССР, возрождают свои традиции или развивают и модернизируют.

Следовательно, Новый год и Рождество для нас — не просто время празднования, но и путешествие в прошлое. Традиции, издавна передававшиеся из поколения в поколение, продолжают жить среди нас, хоть и меняются со временем. Но одно остается неизменным: мы продолжаем верить в магию этих праздников. И когда украшаем елку или ждем подарки от Николая, чувствуем, что эти обычаи, хотя и затерянные во времени, снова оживают и дарят нам частицу новогодней магии, которую мы так любим.